История

«Римская история» Диона Кассия, сочинения Аммиана Марцеллина

      Большую популярность в древности имела «Римская история» Диона Кассия (155 г.— около 235 г. н. э.). Дион Кассий римская история

      Дион Кассий Кокцеян принадлежал к тому слою сенаторской знати, которая появилась во времена Антонинов, когда широко стало практиковаться включение в состав сената уроженцев эллинизированных городов Востока.

      Дион Кассий родился в Никее, получил риторское образование, был два раза консулом и управлял различными провинциями. «Римская история» в 80 книгах составлялась им в течение 22 лет. Она начиналась сказаниями об Энее и была доведена до 229 г. н. э. Работу над ней автор закончил незадолго до своей смерти. До нас дошли целиком книги 36—60 (конец Республики и первые десятилетия Империи), от первых книг остались отрывки, а от книг 61—80 — сокращения византийского монаха Ксифилина (XI в.у и извлечения у Зонары (XII в.).

      В манере изложения Кассий Дион подражал Полибию и Фукидиду, но это подражание во многих случаях оставалось внешним. У Диона Кассия нет продуманной философии истории, исторический процесс остаётся иррациональным, его не может объяснить человеческий разум, события могут зависеть от Судьбы и сверхъестественных сил. Чудесное играет большую роль у Диона Кассия даже в тех частях, какие писались на основании его собственных воспоминаний. К работе над историческими трудами Дион Кассий, по его словам, приступил потому, что так повелела ему Судьба, явившаяся во сне; она же предвещала ему бессмертие его сочинений.

      Несмотря на своё греческое происхождение и воспитание, Кассий Дион разделял взгляды римской аристократии, хотя греческая политическая публицистика II в. и. э. также оказала на него влияние. Дион Кассий восхвалял времена Республики (особенно древней), но переход к монархии считал неизбежным.

      Размышления его о том, какую форму правления следует считать наилучшей, нашли отражение в речах Агриппы и Мецената, обращенных к Августу; первый советует восстановить Республику, второй — учредить монархический образ правления. В речи Мецената отразились политические взгляды самого Диона

      Кассия, мечтавшего об императоре, избираемом сенатом, сохраняющим в Империи почётное положение высшего руководящего органа.

      Риторика играет у Диона Кассия большую роль. Ради эффекта события иногда приукрашиваются им и даже несколько изменяются. Речи исторических деятелей у Диона Кассия отличаются длиннотами.

      Вопрос об источниках Диона Кассия очень сложен. Несомненно, что он использовал большой материал, который не может быть сведен к дошедшим до нас историческим произведениям. Для ранних периодов Римаон привлекал произведения старших анналистов. В некоторых отделах (последние века Республики) он следует за Ливией, но обращается и к иным авторам, особенно в тех книгах, какие посвящены гражданским войнам. Источниками по истории Империи служили Диону Кассию главным образом исторические сочинения; особенно обширен был его материал по истории Августа.

      В IV в. возникает христианская историография. Близкий к императору Константину епископ палестинского города Кесарии Евсевий написал в 10 книгах «Церковную историю». Труд Евсевия важен прежде всего для истории церкви; для политической истории Римской империи имеют значение содержащиеся в нём упоминания об императорах второй половины III в. Евсевию же принадлежит и биография императора Константина, носящая апологетический характер.

      События от смерти Марка Аврелия до 238 г. изложены были сирийским греком Геродианом. Последним самостоятельным греческим историком был Дексипп, от произведений которого — «Хроника» (с древнейших времён до Аврелиана) и «История войн с варварами» (Scytnica) — дошли лишь отдельные отрывки.

      Кроме того, Евсевий написал «Хронику» — краткий обзор событий всемирной истории, изложенный синхронистически.

      И «Церковная история» и «.Хроника» нашли своих продолжателей. Они были переведены на латинский язык.

      Особое место среди источников по истории Римской империи занимает ряд биографий императоров, объединённых в сборнике, носящем название «Scriptores historiae Augustae» (Писатели истории Августов). В этом сборнике даны императорские биографии, начиная от Адриана и кончая Нумерианом. Составление их приписывается шести историкам (Элию Спартиану, Вулкацию Галликану, Элию Лампридию, Юлию Капитолину, Требеллию Поллиону и Флавию Вописку), о которых ничего, кроме имён, неизвестно.

      Одни из этих биографий посвящены императору Диоклетиану, другие — Константину. Выло высказано предположение, что это поздняя фальсификация, не имеющая ничего общего с реальной историей. Но убедительнее другое мнение. Эти незатейливые, рассчитанные на занимательность произведения были написаны на основании ограниченных источников различного качества с домыслами и прямыми вымыслами. Сборник подвергался переработкам и, повидимому, дошёл до нас в редакции конца IV в. Биографии императоров — ненадёжный источник, но, к сожалению, для отдельных периодов он остаётся почти единственным.

      Характерной чертой исторической литературы IV в. было появление всякого рода сокращений. Около 360 г. уроженец Африки Секст Аврелий Виктор написал краткие биографии римских императоров («De Caesari- bus»). Большую известность приобрела компиляция Евтропия, написанная около 367 г. по поручению императора Валента. Небольшое сочинение Евтропия «Breviarium historiae Romanae» в 10 книгах охватывало всю римскую историю от основания города Рима до времени правления императора Валента (364—378 гг.). В. течение многих столетий это был общепринятый учебник римской истории.

      Хотя христианство в IV в. распространилось среди широких кругов населения Римской империи, среди аристократии и интеллигенции осталось ещё немало сторонников традиционной религии. В течение всего IV в. происходит ожесточённая полемика между сторонниками новой религии и приверженцами старины.

      Общая историография IV в. остаётся ещё языческой. В это время снова приобретают известное значение латинские сочинения.

назад Н.А. Машкин 1949 год дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017