Сочинения Аммиана Марцеллина, Орозий

      Последним крупным представителем римской и всей античной историографии был Аммиан Марцеллин (около 330—400 гг.). Родился он в Антиохии, в знатной греческой семье; юношей поступил на военную службу и участвовал в походе Юлиана Отступника против персов. По возвращении из Персии Аммиан вышел в отставку и жил сначала в родной Антиохии, а потом в Риме, посвятив свой досуг работе над историческим сочинением, известным под названием «Деяния» (Rerum gestarum libri XXXI).

      Оно содержало изложение римской истории со времени Нервы и до смерти Валента (96—378 гг.). До нас дошли последние книги (14—31), охватывающие эпоху от 363 до 378 г.


      Образцом для Аммиана Марцеллина был Тацит. Аммиан начал своё повествование там, где обрывались «Истории» Тацита. В методе изложения, группировке материала и характеристиках исторических лиц Аммиан следует Тациту, но это не было простое подражание. Аммиан — самостоятельный историк, серьёзно относящийся к своим задачам. Он протестует против тех критиков, которые привыкли видеть в истории липгь простое собрание анекдотов. Человеческая память не в состоянии удержать всё множество отдельных фактов, поэтому историк должен описывать важные события и не вдаваться в мелочи. Истина является основной целью историка, он не должен искажать её. «Историк, сознательно умалчивающий о событиях, совершает не меньший обман, чем тот, кто сочиняет никогда не бывшее».

      Аммиан требует от историка объективности и беспристрастия. Заканчивая свои «Деяния», он говорит: «Я обещал в труде своём дать истину и нигде, как думаю, сознательно не отступил от этого обещания умолчанием или ложью»2. Дошедшие до нас книги Аммиана касаются современных ему событий. Они, как это можно заключить из различных упоминаний, написаны на основании свидетельств очевидцев и участников событий. Автор высоко ценит документальные данные, но, по его мнению, и хранящиеся в архиве государственные акты не всегда могут быть достоверными.

      Аммиан был военным, и это отразилось на его труде. Военной истории уделяется у него большое внимание. Речи императоров и полководцев, приводимые Аммианом, обращены главным образом к солдатам. Он подробно описывает походы и сражения и в этих описаниях стоит в известном отношении выше своего образца—Тацита. В конце своего труда он заявляет:

      «Вот что я, бывший солдат и грек по происхождению, изложил по мере своих сил, начав от правления Цезаря Нервы и доведя рассказ до гибели Валента» 8. Большое внимание уделяет Аммиан придворной жизни, которая была ему хорошо известна. О жизни широких слоев населения мы не имеем у Аммиана систематических сведений, данные его сводятся лишь к отдельным замечаниям.

      Влияние Тацита сказалось на внимании Аммиана к человеческой личности. Перед нами проходит галерея разнообразных типов, причём Аммиан в одних случаях даёт лишь яркие штрихи, в других же — подробную характеристику. Наибольшей полнотой отличаются характеристики императоров. Они приурочены к сообщениям о смерти и дают моральный облик покойного, подводят итоги его деятельности. Императоры, по мнению Аммиана, ответственны за многие несчастья римского государства. Идеалом его был Юлиан Отступник (361—363гг.), в котором Аммиан ценил доблесть, высокую интеллектуальность, стремление сохранить и реставрировать старые обычаи и вместе с тем порицал религиозную нетерпимость Юлиана, доходившую до неоправданной жестокости.

      Аммиан высоко ставив Рим и его прошлое. Рим для него — urbs aeterna — вечный город, возвысившийся благодаря доблести и счастью живущих обычно в разладе людей. Рим пережил юность и мужество, он находится в состоянии старости, и все народы чтут его как владыку и царя.

      От Аммиана не могли ускользнуть черты упадка, ясно сказывавшиеся в его время. Он объясняет это пороками немногих людей, их развращённостью, тщеславием и роскошью. Неоднократно осуждаются у него придворные, которые ради своих выгод дурно влияют на императоров.

      Аммиан хорошо знал литературу и философию, но разделял предрассудки своего времени. Как и большинство античных историков, он признаёт влияние Судьбы на жизнь людей и ход истории. Неизменные веления рока могут быть открыты Фемидой, которая помещается на престоле Юпитера, ей подчинены демоны. Демонов этих можно умилостивлять и узнавать у них вещие слова. Аммиан верит во всякого рода гадания и знамения (в сочинении своём, правда, он этим не злоупотребляет). Суеверие, узость кругозора, риторика не мешают Аммиану быть крупным историком.

      В историографии V в. отразилась религиозная борьба, которая происходила среди высших классов римского общества. Главный повод к этой борьбе — разрушение Рима Аларихом. Язычники обвиняли христиан и настаивали на возвращении к почитанию старых богов. В защиту христианства выступил епископ северо-африканского города Гинпона Августин, написавший обличительное произведение «О граде Божьем». Вся римская история рассматривается им как беспрерывные войны и междоусобия, начатые с того дня, как Ромул убил Рема. Это положение Августина развил и обосновал испанский священник Орозий, написавший в 417 г. сочинение под названием «История против язычников» (Historia adversus paganos).

      По типу сочинений — это всемирная история. Начинается она с краткого описания Земли и с рассказа о сотворении мира и доведена до времён автора. Орозий опровергает мнение тех, кто думает, что причиной всех несчастий был отход от старых богов. Вся история Рима наполнена злом и страданиями. Если торжествуют одни, то испытывают несчастье другие.


      Последние печальные события — лишь расплата за прежние преступления. Факты, приводимые Орозием, были заимствованы из различных со- кращённых пособий (Флора и других кратких изложений истории). Сочинение Орозия интересно по своей концепции, противоположной той, какая появилась ещё во времена старших анналистов. Благодаря этой концепции компиляция Орозия пользовалась большим успехом вплоть до эпохи Возрождения. Иную трактовку дал историк Зосим, написавший около второй половины V в. на греческом языке «Новую историю», в которой перечисляются события от Августа до 410 г. Падение язычества — главная, по мнению Зосима, причина ослабления римского могущества.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *