История

произведения Гая Саллюстия Криспа, Тит Ливиий

      В конце республиканского периода были написаны исторические произведения Гая Саллюстия Криспа (86—34 гг. до п. э.). Уроженец италийского города Амитерна, Саллюстий был народным трибуном и выступал против сенаторской олигархии. В 50 г. он был исключён из списка сенаторов, но Цезарь снова ввёл его в сенат. В дальнейшем Саллюстий принял участие в гражданских войнах, сражаясь на стороне Цезаря. В 46 г. Цезарь назначил его проконсулом Нумидии.

      Здесь путём вымогательств Саллюстий нажил огромное состояние, позволившее ему прославить своё имя сооружением великолепных садов в Риме. После смерти Цезаря Саллюзтий отошёл от политики и занимался исключительно литературой. Подражая Фукидиду и Полибию, Саллюстий избрал предметом своих занятий историю.

      До нас дошли целиком лишь два его произведения: «О заговоре Каталины» и «Югуртинская война».

      Третий труд Саллюстия носил название «Истории» и охватывал период от 78 до 67 г. от него до настоящего времени дошли только отрывки. В предисловии к сочинению о Катилине Саллюстий писал, что он поставил своей целью «описывать в отдельных очерках… деяния римского парода», поскольку дух его был «свободен от надежд и опасностей политических партий».

      Однако эти заявления Саллюстия не соответствуют действительности: удалившись от политики, он продолжал оставаться цезарианцем. Сочиение его о Катилине должно было показать непричастность к движению катилинариев Гая Юлия Цезаря. По мнению Саллюстия, все бедствия римского государства проистекают от развращённости и неспособности к управлению римской знати.

      Саллюстий дал яркие, но субъективные характеристики исторических деятелей. В духе популярных политических учений своей эпохи он говорил о счастливой жизни римлян в отдалённые времена, о разумном управлении первых царей. В таком же направлении повествовал он и об африканских племенах, незнакомых с культурой. Саллюстий основывался на достоверных источниках. Он широко использовал мемуарную литературу, а также сочинения Посидония.

      Конец республиканского периода характеризуется развитием художественной литературы, отразившей бурные события последних десятилетий республиканской эпохи.

      Из историков, писавших в начале Империи, особой популярностью пользовался Тит Ливиий (59 г. до н. э.—17 г. н. э.). Родился он в италийском городе Натавии (совр. Падуе). Тит Ливий получил риторическое образование. В отличие от многих своих предшественников он не принимал участия ни в политической жизни, ни в военных действиях.

      Всю жизнь оставался он ритором и литератором. Вскоре же после установления принципата Тит Ливии стал писать свою историю.

      В предисловии он следующим образом определил задачи своего труда: описать быт и нравы древних римлян, которые способствовали созданию римского величия, рассказать, какими средствами и способами создали римляне своё могущество. И Тит Ливии говорил об упадке нравов, но в отличие от Саллюстия он считал, что римляне дольше, чем кто-либо из древних, оказывали почёт бедности и воздержанию; жадность и роскошь проникли к ним позднее, чем к другим народам. Тит Ливии полагал, что изучение истории может помочь исправлению нравов. Он восхваляет легендарных героев римской республики, жертвующих своею жизнью за родину; высоко ценит он и последних республиканцев, Врута и Кассия.

      Политические симпатии Тита Ливия не в настоящем, а в прошлом.

      Однако нет оснований говорить об оппозиционности Тита Ливия новому политическому режиму. Восхваление старины и великих деяний предков было официальным лозунгом и правительства Августа.

      Ритор и писатель, Тит Ливий не исследует римскую историю, а излагает её. Он целиком зависит от своих предшественников, заимствуя у них сведения без всякой проверки. Известный период или же определённый круг событий излагался Ливнем обычно по одному источнику. В отдельных случаях он привлекал и даже сопоставлял данные различных авторов; но сам он не исследовал вопроса, не доходил до первоисточников, даже если они и были ему доступны. В тех случаях, когда возможно установить использованные Ливием источники, можно убедиться, например, при сравнении его с Полибием, что он лишь излагал заимствованные им сведения.

      Стройность и занимательность стоят у Ливия на переднем плане.Красота какой-нибудь легенды заставляет его иногда жертвовать исторической истиной. Вряд ли он доверял всем тем преданиям, какие передавал, но они привлекали его как художника.Поучительному и занимательному он уделял больше внимания, чем исторически важному, поэтому фантастические рассказы о подвигах знаменитых римлян, о чудесах и знамениях занимали у него больше места, чем изложение важных для римского политического и социального строя законов. Герои Тита Ливия часто произносят речи, построенные по всем правилам риторического искусства. Автор не пытается индивидуализировать их в зависимости от лиц, произносивших речи, и поводов их выступлений. В минуту опасности герои Ливия выступают с длиннейшими речами, как бы забывая о происходящем.

      Часто встречаются у Тита Ливия и характеристики исторических деятелей; стилистически они написаны блестяще, но, так же как и речи, мало индивидуальны.

      Тит Ливии оказался одним из самых популярных историков древности. Политическое направление Тита Ливия — умеренный республиканизм и лойяльность по отношению к Августу; спокойный тон его повествования, блестящее и занимательное изложение как нельзя более соответствовали вкусам его современников и их потомков. Его читали, ему подражали, после него решались на латинском языке заново писать римскую историю, ограничивались лишь пересказом его огромного труда. Всё произведение Тита Ливия состояло из 142 книг. Изложение событии было доведено им до смерти пасынка Августа, Друза (9 г. до н.э.).

назад Н.А. Машкин 1949 год дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017