Записи Сципиона Старшего, Ганнибала, Фламиня, Персея

      Сципион Старший, Ганнибал, Фламиний, Персей определяли, по его мнению, ход политических событий. Когда римляне брали Сиракузы, они рассчитывали быстро овладеть городом, так как у них было много рабочих рук. «Но при этом они не приняли в расчёт искусства Архимеда, не догадались, что иногда дарование одного человека способно сделать больше, чем огромное множество рук». На историческое развитие народа и его быт влияют, по Полибию, и природные условия. История, по мнению Полибия, служит практическим целям: она должна учить людей, обогащать их опыт, помогать им на опыте прошлого предвидеть будущее. Полибий первый ввёл понятие «прагматическая история», указывая тем, что он излагает «деяния» (по-гречески praxeis) народов и монархов, предназначая свои книги для государственных деятелей.

      События излагаются у Полибия в хронологическом порядке, но так как он касался истории различных стран и областей, то иногда ему приходилось возвращаться к той РУЛИ иной исходной дате. Изложение Полибия не свободно от риторических прикрас, но он порицал тех историков, которые стремились лишь к занимательному изложению.

      Одной из особенностей античной историографии является свободная композиция речей исторических деятелей. Такая компановка речей имеется и у Полибия, но этим приёмом он злоупотреблял меньше, чем другие античные историки.

      Труд Полибия даёт достоверные сведения о событиях римской истории конца III и первой половины II в. до н. э.

      К сожалению, сочинение Полибия в полном виде до настоящего времени не дошло. Целиком сохранились лишь первые пять книг, в которых главным образом рассказывается о событиях Пунических войн, кончая битвой при Каннах. Из остальных книг труда Полибия сохранились лишь отрывки.

      С 130—120 гг. до н. э. в Риме начинается период младшей анналистики. Представители этого направления, заботясь больше, чем их предшественники, о занимательности изложения, стремились драматизировать события и детализировали своё повествование. Продолжая и развивая патриотическую традицию своих предшественников, младшие анналисты переносили в отдалённые эпохи современные им политические и социальные мотивы конца II и I в. до н. э. — времени широких социальных реформ и гражданских войн. Многие из тех полных драматизма рассказов из истории борьбы патрициев и плебеев, какие встречаются в дошедших до нашего времени сочинениях античных писателей, принадлежали младшим анналистам, которые вкладывали в уста легендарных и полулегендарных деятелей волновавшие их политические идеи. Так, например, Сервий Туллий (VI в. до и. э.) в одном из произведений этой эпохи произносит речь, вполне соответствующую программе Гракхов, патриций Аппий Клавдий (середина V в. до н. э.) приводит те же аргумепты, какие были в ходу у консерваторов конца II и начала I в. до н. э. Произведения младших анналистов ие сохранились. Их содержание известно только по упоминаниям о них более поздних писателей.

      Большое значение для истории I в. до и. э. имеют сочинения Марка Туллия Цицерона. Цицерону не удалось написать исторического труда, но в многочисленных своих произведениях он приводит немало исторических данных. Для времени самого Цицерона произведения его имеют исключительное значение. Цицерон был крупным политическим деятелем, выдающимся оратором, одним из наиболее образованных людей своей эпохи. Его сочинения делят обычно на три группы:
1) речи,
2) письма,
3) трактаты.

      Особенно большой материал по политической, социальной и бытовой истории содержат речи и письма.

      Значение писем Цицерона заключается ещё и в том, что они позволяют нам точно датировать некоторые события. Следует, однако, учитывать субъективный характер суждений Цицерона, принимавшего участие в в происходящих политических событиях, нередко переоценивавшего свою роль и не раз менявшего политическую ориентацию. Многочисленные трактаты Цицерона важны для изучения истории культуры. В них Цицерон касается самых разнообразных идеологических вопросов (вопросы философии, религии, права, этики и политики).


      Из мемуарной литературы, получившей распространение в конце Республики, сохранились произведения Гая Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.). Ему принадлежат «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне». В первых Цезарь ставил целью оправдать свои действия в Галлии: нападение на галлов и подчинение их Риму. В «Записках о гражданской войне» Цезарь доказывает, что разрыв его с Помпеем произошёл по вине его противников, которые вызвали войну, но оказались неспособными вести её.

      Труды Цезаря продолжил близкий к нему полководец Авл Гирций, написавший последнюю (8-ю) книгу о Галльской войне и особое произведение об Александрийской войне. Неизвестный нам участник походов Цезаря описал Африканскую войну и войну в Испании.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *