Возникновение римской поэзии и драмы. Первые римские поэты.

      Возникновение римской поэзии и драмы

      Первые шаги римской художественной литературы также связаны с распространением в Риме греческой образованности. Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы.

      Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев.
Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

      В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элегии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элегии может служить эпитафия, посвященная Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера.

      Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурничеокий стих, который был использован первыми поэтами. Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие её связано с влиянием соседних народов.

      Основным видом драматических представлений были ателланы. Они появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были весёлыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

Надгробный памятник Л.Корнелию Сципиону Бородатому

      В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

      Ранние формы римской поэзии

      К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писанные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны. Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что ещё в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи (laudationes funebres).


      Первые римские поэты

      Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею». По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен
сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые
латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

      Ливии Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений. При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнел Невия (около 274—204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории. Кроме того, Невий написал несколько трагедий и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

      Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм — тогу с пурпурной каймой (toga praetexta), сочинения эти называются fabulae praetextae. Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений.

      В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы» (Fato Metelli Romae fiunt consules). За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобождён оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее ему пришлось удалиться из Рима, и он умер в карфагенском городе Утике, когда его осаждало римское войско.


      После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния (239—169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

      Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определённых чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть, использованы и для латинской поэзии. Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

      От сочинений всех трёх перечисленных поэтов — Ливия Андроника, Невия и Энния — до настоящего времени дошли лишь отрывки.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *