Власть религии. Борьба с еретиками.

      ГРИГОРИЙ VII О ПАПСКОЙ ВЛАСТИ

      Он (папа) может низлагать императоров. Никто не может отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья. Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь не будет заблуждаться. Не считается католиком тот, кто не согласен с римским папой. Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.


      Какие права приписывает себе римский папа? Что сказано в документе о том, какими способами папа боролся против своих врагов?
      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Как произошло разделение христианской церкви на католическую и православную?
      2. Какие факты говорят о том, что в XI—XIII веках власть пап достигла большого могущества?
      3. Какими способами наживали свои богатства служители церкви и римский папа?

      

§ 21. Борьба католической церкви с еретиками

      Вспомните: почему король и франкская знать приняли христиан¬скую веру* (см. § 2, п. 5)?
      1. Власть религии. В средние века, как и в древности, люди не могли подчинить себе грозные силы природы. Они были беспомощны перед частыми стихийными бедствиями — засухой, наводнениями, повальными болезнями. Неодолимым казался крестьянам и гнёт феодалов.

Папа Григорий VII

      Не видя конца своим бедам и страданиям, люди обращали взоры к небу, ожидая помощи от бога. Религия в средние века господствовала над умами и чувствами людей. Пользуясь этим, священники и монахи внушали верующим, что все несчастья происходят от того, что бог наказывает их за грехи. Они утверждали, что будто бы спасти человека от божьей кары может только церковь — посредник между богом и людьми. Поэтому духовенство требовало от народа полного подчинения церкви.


      Церковь была кровно заинтересована в сохранении и укреплении феодального строя. Она внушала народу, что бог разделил всех людей на три группы: одни должны молиться за всех (духовенство), другие — воевать (феодалы), третьи — трудиться (крестьяне и ремесленники). В церквах верующие постоянно слышали, что бороться против феодальных порядков, установленных богом, — великий грех. Покорным церковь обещала, что после смерти они попадут в «царство божье», а непокорных устрашала муками ада. Духовенство призывало любить своих врагов — угнетателей, выполнять приказы властей, платить налоги. Короли и знать во всем поддерживали церковь и одаривали ее землями и деньгами.
      3.Еретики. Как ни сильна была католическая церковь, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, выступавших против ее учения. Таких людей духовенство называло еретиками {еретик в переводе с греческого значит «отступник от веры»).
      Еретики отвергали пышные церковные обряды и утверждали, что церковь «испорчена». Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.
      Оставаясь религиозными людьми, еретики проповедовали покорность и терпение. Но выступления еретиков подрывали авторитет духовенства. В них проявлялось недовольство народных масс гнетом феодалов и католической церкви.

Сожжение еретиков в Испании.

      3. Как церковь боролась с еретиками. Духовенство во всех странах преследовало еретиков и жестоко расправлялось с ними. Одним из самых страшных наказаний было отлучение от церкви. Человека, которого отлучила церковь, можно было безнаказанно ограбить и даже убить; верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют. Нередко папа отлучал от церкви целые области и даже страны. Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, браки не заключались, покойников нельзя было хоронить на кладбищах.
      Церковь организовывала военные походы в те области, где было много еретиков. В начале XIII века папа Иннокентий III призвал феодалов к походу против еретиков в богатых южных областях Франции. В этом походе охотно приняли участие северо¬французские рыцари, рассчитывая на богатую добычу. Участникам похода папа обещал прощение грехов. Многце цветущие города южной Франции были разграблены и разрушены, а население их уничтожено. В одном из городов католические воины истребили 20 тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»
      4. Инквизиция. Для борьбы с еретиками папа создал специальный церковный суд — инквизицию, что значит «расследование». С помощью шпионов и доносчиков инквизиторы выслеживали еретиков и всех, кого подозревали в несогласии с учением церкви. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Передавая осуждённого на казнь властям, церковь лицемерно просила проявить к нему милосердие — казнить «без пролития крови». Это означало, что осуждённого должны были заживо сжечь на костре. Преследование еретиков приносило духовенству большие доходы. Имущество осуждённого делилось между церковью, властями и доносчиком.
      В Испании, где инквизиция свирепствовала с особой силой, сожжение на костре получило название аутодафе («дело веры»). Казнь проводилась как церковный праздник — на городской площади, при большом стечении народа, нередко в присутствии короля и знатных феодалов.
      При помощи инквизиции церковь расправлялась с участниками восстаний, с учёными и писателями, которые высказывали мысли, не согласные с ее учением.
      Католическая церковь была опорой феодального строя.

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Чем вы объясните, что в средние века религия и церковь господствовали над умами и чувствами людей?
      2. Почему церковь была заинтересована в сохранении и укреплении феодального строя? Как церковь оправдывала и укрепляла феодальные порядки?
      3. Почему церковь боялась и ненавидела еретиков? Как духовенство боролось с ними?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *