Творчество Горация, Тибулл и Пропорций

      Молодой поэт сблизился с Вергилием, и тот ввёл его в кружок Мецената. Гораций получил от этого покровителя художников и поэтов имение средних размеров, находившееся в бывшей земле сабинян. Через Мецената Гораций познакомился с Октавианом. После смерти Вергилия Гораций как бы занял место официального поэта, и ему в 17 г. поручено было сочинить гимн, который пели во время секулярных (вековых) игр. Одно время Август предлагал Горацию занять место его секретаря, но поэт, ценивший больше всего свободу и независимость, отклонил это предложение.

      Одними из ранних произведений Горация были сатиры. Гораций следует примеру Луцилия, но больше, чем тот, обращает внимания на изящество формы. Гораций порицает пороки и недостатки окружающих его людей: скупость, чванство, чрезмерную роскошь, погоню за наследством. Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших выскочек.


      В стихах его нет горечи и негодования. Сатиры писались в тяжёлые времена господства вторых триумвиров; этим объясняется, может быть, то, что автор не называет ни имён, ни общественных групп.

      Свои политические настроения Гораций выразил в «эподах», которые, так же как и сатиры, написаны в ранний период его творчества.

      В эподе седьмом Гораций с негодованием обращается к солдатам, идущим на междоусобную войну и готовящим гибель Риму. Безнадёжность и отчаяние звучат в шестнадцатом эподе Горация. Политические симпатии Горация клонятся явно в сторону Октавиана: девятый эпод — прославление победы при Акции. Автор вспоминает и другую победу, одержанную Октавианом, победу над «сыном Нептуна» Секстом Помпеем, который, по словам поэта, хотел надеть на римлян цепи, снятые с рабов.

      Лучшими произведениями Горация, бесспорно, являются его оды. И в них нашла отражение политическая жизнь того времени.

      В одной из од автор сравнивает римское государство (по-видимому, времён гражданских войн) с кораблём, который лишён руля и которому угрожает гибель. Другая ода, написана по случаю победы Октавиана над Клеопатрой. Во многих стихотворениях, относящихся ко времени принципата, Гораций пропагандирует официальный взгляд на задачи законодательства: мудрый правитель должен исправить расшатанные нравы, наказать порок, поощрить добродетель, восстановить старинное римское благочестие.

      Гораций приветствует строгие законы Августа, касающиеся семейной жизни, и находит, что они уже дали определённые плоды. Некоторые оды прославляют внешнюю политику Августа, представляют его могучим завоевателем, покоряющим Риму далеко живущие народы. Трудно сказать, в какой степени поэт был искренним, когда восхвалял Августа. Может быть, наиболее ясно Гораций выразил отношение своё и многих представителей господствовавших в Риме классов в словах: «Ни мятежа, ни насильственной смерти не боюсь я, пока Цезарь правит землёю».

      Однако главное в одах Горация — не политические темы. Подобно Катуллу Гораций — лирический поэт. Он проповедует умеренность, но вместе с тем и разумное пользование наслаждением. Сагре diem — «пользуйся днём» — вот его лозунг.

      Гораций был вначале сторонником эпикуреизма, впоследствии же он склонялся больше к стоицизму. Но он был далёк от ригоризма. Почти во всех вопросах он — сторонник золотой середины (aurea mediocritas). Тематика его стихотворений многообразна: послания друзьям, воспоминания о прошлом, лирические стихотворения. Постоянно встречаем мы мотив, лучше всего выраженный в девятой оде первой книги:

      «О том, что ждёт нас, брось размышленья, Прими как прибыль день, нам дарованный Судьбой, и не чуждайся, друг мой, Ни обрядов, ни ласк любовных».

      В знаменитом своём произведении, известном под названием «Памятник», вызвавшем впоследствии немало подражаний, Гораций говорит, что имя его будет почитаться до тех пор, пока существует Рим, так как он перелил эолийский напев в италийскую песнь.

      В конце своей жизни Гораций написал послания (epistolae), адресованные к отдельным лицам, напоминающие по своим мотивам ранние его сатиры. К посланиям примыкает его «Ars poetica», большое стихотворное произведение, посвященное рассуждениям о поэтическом творчестве.

      Тибулл и Пропорций

      Одновременно с Вергилием и Горацием писали свои произведения два поэта-элегиста Альбин Тибулл (54—19 гг. до н. э.) и Секст Проперций (около 49—15 гг. до н. э.).


      Тибулл был сыном римского всадника. Принадлежал он не к кружку Мецената, а к кружку Марка Валерия Мессалы Корвина, республиканца, перешедшего потом на сторону Октавиана. На Тибулле сказывается влияние александрийских поэтов. Лучшие произведения Тибулл посвятил своей любви к Делии (следуя примеру александрийских поэтов, Тибулл выбрал для своей возлюбленной имя из греческой поэзии). В отличие от Вергилия и Горация Тибулл ни разу не упоминал Августа, но и он проклинал войну, алчность и роскошь, воспевал тихую деревенскую жизнь. Счастливы были первобытные люди, когда не было собственности, вражды и люди без труда получали дары самой природы.

      Проперций — уроженец города Ассизи, в Умбрии. В большей степени, чем другие писатели, он находился под влиянием александрийских поэтов и с гордостью называл себя римским Каллимахом.

      Любовь к Цинции — даровитой женщине, писавшей стихи и искусной в музыке, — главная тема Проперция. Перед читателем проходят все перипетии романа от зарождения чувства до измены Цинции и разрыва с ней. В духе александрийской школы элегии Проперция полны всяких реминисценций из греческой и римской мифологии. Проперций принадлежал к кружку Мецената и отдал дань официальной тематике. В ряде стихотворений он воспел римскую старину.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *