Томас Мюнцер (1493—1525).

      3. Мюнцер поднимает народ на борьбу. Вождём народного движения был Томас Мюнцер (1493—1525). В молодости Мюнцер много учился. Он был высокообразованным для того времени человеком. Чтобы открыто выступать перед народом, он стал священником. Всю свою короткую жизнь Мюнцер прожил среди трудового народа и хорошо знал его горести и надежды.


      Борьбу против католической церкви Мюнцер начал раньше Лютера. Он клеймил позором священников, которые думали только о наполнении своих карманов. Когда началась реформация, Мюнцер поддержал Лютера. Но вскоре он стал осуждать Лютера, называл его «тихоходом» и «обманщиком» за то, что Лютер боялся революционной борьбы народа. «Если сторонники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им не следовало и браться за дело», — утверждал Мюнцер.
      Мюнцер горел ненавистью ко всем угнетателям народа — князьям, рыцарям, богатым горожанам. Он выступал перед толпами крестьян и городских бедняков с призывами уничтожить феодальный строй и вооружённой борьбой установить такой порядок, при котором не будет ни бедных, ни богатых. «Вся власть должна быть отдана трудовому народу», — не раз говорил Мюнцер. Он заявлял, что будет продолжать дело таборитов. Смелые призывы Мюнцера вызывали страх и ненависть у князей и церкви. Простые люди любили своего пламенного защитника и помогали ему. Когда однажды князья попытались арестовать Мюнцера, ему на помощь пришли горнорабочие; вооружившись кирками и лопатами, они не дали его в обиду.

      Из-за постоянных преследований Мюнцеру часто приходилось переезжать из одной области в другую. Всюду он создавал тайные союзы и распространял письма, в которых излагал свои взгляды. Мюнцер рассылал своих сторонников по стране, чтобы поднять народ против феодалов.

      ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ ЛЮТЕРА И МЮНЦЕРА

      Определите, какие из высказываний принадлежат Лютеру, а какие — Мюнцеру:

      1. Если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем еретиков, то почему же не броситься с оружием в руках на этих кардиналов, пап и всю римскую свору, почему не обагрить рук их кровью, с тем чтобы спастись от них как от опаснейшего пожара.
      2. Германия должна перестать быть княжеской и дворянской, потому что, покрытая дворянскими гнездами, она представляет собой разбойничий очаг.
      3. Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя — наши господа и князья. Они захватывают себе что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе, растения на земле,— все должно принадлежать им. И после этого они [князья] распространяют среди бедняков заповеди божьи и говорят: бог повелел — не укради! Но для себя они этот запрет не считают обязательным. Поэтому они и притесняют всех людей, разоряют и грабят бедных земледельцев, ремесленников и целый свет. Господа сами виноваты, что бедный человек становится их врагом. Так говорю я!
      4. Простой люд нужно успокоить и указать ему, чтоб он воздержался от мятежа и ничего бы не предпринимал без повеления начальства, без указаний законной власти. Тот, кто хорошенько вник в мое учение и понял его, не примкнет к возмущению; не этому я учил.

Лютер сжигает папскую грамоту в Виттенберге

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Каких целей добивались народные массы, богатые горожане и феодалы, требуя реформы церкви?
      2. Что послужило поводом к реформации в Германии? Сколько лет прошло от гибели Яна Гуса до выступления Лютера?
      3. Как относился Лютер к борьбе с папой и к борьбе с феодалами? Чем объясняется это различие?
      4. Сравните взгляды и деятельность Лютера и Мюнцера по вопросам: чьи интересы выражал каждый из них? К чему они призывали народ? Какие способы борьбы они предлагали?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *