Рим в царский период, в начале основания

     Комиции

     Ранний Рим сохраняет ещё черты военной демократии. Для разрешения важнейших вопросов римский народ собирался по куриям, и эти собрания носили название куриатных комиций (comitia curiata). Некоторые учёные сравнивают римские курии с «мужскими домами», встречающимися у некоторых современных народов, находящихся на низком культурном уровне. В куриях участвовали все взрослые мужчины.


     Куриатные комиций ведали делами, относящимися к культуре, семейным отношениям и делам, касающимся жизни всей общины. По видимому, на комициях происходили выборы царя и выносились постановления об объявлении войны. Комиций могли судить граждан, если они были виновны в тяжёлых преступлениях. На комициях излагались завещания, происходили усыновления и принимались в состав общин новые роды. На комиций народ собирался по куриям, и каждая курия имела один голос.

     Во главе всей общины стоял царь (rex), который был «…военачальником, верховным жрецом и председателем в некоторых судах».

     Внешними отличиями царя были пурпуровая мантия, золотая диадема, скипетр с орлом, кресло из слоновой кости (sella curulis). Впереди царя шли 12 ликторов с пучками прутьев, в которые вложены были топоры. Почти все отличия верховной власти, были заимствованы от этрусков; от них же идёт, вероятно, и понятие о высшей власти (imperium), какой пользовался царь. Все данные говорят за то, что царь избирался полициями и власть его была ограничена.

     Сенат

     Рядом с царём стоит сенат. По традиции, он состоял первоначально из 100 человек, затем число членов его было увеличено до 300. Слово «сенат» (senatus) происходит от senex — старик. По всей вероятности, сенат в раннюю пору состоял из старейшин родов. Это совет стариков, который опять-таки встречается на ранней стадии развития у многих народов.

     Все решения куриатных комиций должны были получить одобрение сената (auctoritas patrum), бывшего хранителем отеческих традиций (mos maiorum) и советником царя по важным делам. Члены сената назывались отцами (patres).

     В конце царской эпохи появились должностные лица, назначаемые царём. Так, на время своего отсутствия царь назначал префекта города (praefectus urbis), которому поручалось управление Римом.

     Таковы зачатки политических учреждений в этот переходный период от первобытно-общинного (догосударственного) строя к классовому (государственному).

      Патриции и плебеи

     Полноправные члены римской общины, объединённые в роды, превратились постепенно в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями (patricii, имеющие отцов), и первоначально только они составляли римский народ (populus Romanus).

     Патриции противополагаются плебеям. Предполагают, что самое слово plebs происходит от pleo — наполняю и обозначает массу, множество. По вопросу о происхождении плебеев существуют различные теории.

     Первая попытка научного объяснения происхождения плебеев принадлежит Нибуру, утверждавшему, что римский плебс образовался из жителей ближайших к Риму селений, которые были покорены первыми царями и приведены в Рим. Они были свободны, но не имели никаких прав и не могли вступать в брак с патрициями. Со времени Анка Марция плебеи составляли многочисленное свободное население, не имевшее своей организации вплоть до реформ Сервия Туллия. Русский учёный Д. Л. Крюков полагал, что с древнейших времён существовало различие между религией патрициев и религией плебеев. Первая является религией символической, вторая отличается антропоморфизмом, развившимся под этрусским влиянием.

     Теорию Нибура оспаривал Инэ (Ihne), видевший в плебеях бывших клиентов, которые принадлежали к туземному населению и после завоевания находились в крепостной зависимости от патрициев, а потом получили освобождение. К теории Инэ примыкает и Моммзен.

     По его мнению, плебс возник из клиентов и переселившихся в Рим чужестранцев. Первоначально клиенты получали защиту только через своих патронов, но по мере укрепления и развития государства клиента защищал непосредственно царь, грань между гражданами и негражданами постепенно стиралась. Plebs, т. е. масса, множество, противостоял полноправным гражданам вплоть до так называемой реформы Сервия Туллия, завершившей процесс слияния двух слоев населения. Фюстель де Куланж, считавший культ предков главной особенностью античного города, полагал, что в ту пору, когда община состояла из фамилий, основой которых был домашний культ, в силу разных причин появился новый общественный слой, который лишён был культа и очага.

     Это чуждое основным группам население, которое встречается не только в Риме, но и в других античных городах, и составило плебс, включённый в конце концов в римскую общину.

     Несколько особняком стоит теория Эдуарда Мейера, по мнению которого разделение римского населения на патрициев и плебеев было результатом экономической диференциации населения, которая наблюдается во всех античных городах. Вопрос о происхождении плебеев затрагивался неоднократно и в специальной исторической литературе, появившейся в конце XIX и в XX в. Высказывались предположения о том, что патриции и плебеи принадлежали к различным этническим группам.

     Целлер видел в патрициях сабинских завоевателей, в плебеях же исконное латинское население. Куно считал, что Рим был таким же этрусским городом, как Вейи и Фидены. Патрицианские роды были потомками этрусских завоевателей, плебеи же завоёванными латинскими жителями, постепенно добившимися своего освобождения.


     Целлер также усматривал в плебеях местное население, стоящее на низкой ступени культуры: оно занималось охотой и жило в пещерах; завоевателями были италики. которым известно было земледелие. По Биндеру, местные жители латины плебеи, а патриции — иноплеменные завоеватели, занявшие господствующее положение.

     Оценивая различные теории происхождения плебса, нужно, во-первых, сказать, что завоевание, несомненно, сыграло большую роль в образовании плебса. Римский хозяйственный строй не был ещё настолько развит, чтобы образование плебса могло быть результатом экономического расслоения (как полагал Эдуард Мейер); в традиции не осталось никаких следов, что плебеи — это потомки крепостных клиентов (как полагали Инэ и Моммзен).

     Отдельные плебеи искали покровительства у наиболее могущественных патрициев и становились их клиентами.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *