Религия и культура во временя Августа

      Для римского архитектурного стиля начала Империи следует считать характерным мавзолей Августа, Восточно-эллинистическое по своей идее сооружение было облечено в традиционную италийскую форму (оно напоминало этрусский намогильный памятник). Для архитектуры времён Августа характерно также возвращение к классическим образцам. Примером такого памятника является храм в галльском городе Немаусе (Ниме), исполненный в коринфском стиле и отличающийся симметрией, простотой и совершенством деталей.

      При Августе была завершена начатая ещё при Цезаре перестройка римского Форума, расширенного и украшенного новыми зданиями. Отстроен был и форум Юлия, а с северной стороны к нему присоединён был новый форум, форум Августа, на котором можно было видеть статуи многих выдающихся деятелей римского прошлого. Сооружением, выражавшим основное направление политики Августа, был «Алтарь Мира» (Ага Pacis), построенный между 13 и 9 гг. до н. э. Целиком памятник не сохранился, но были найдены отдельные его фрагменты, а также изображения его на монетах. Простота и гармония соединялись в этом памятнике с массивностью. Это был простой четырёхугольник, обведённый оградой, украшенной орнаментами и барельефами.

Статуя Августа из Прима Порте
Статуя Августа из Прима Порте

      Орнамент представлял собой стилизованное сочетание плодов и листьев, что должно было указывать на благополучие и благоденствие Италии. Олицетворённая Италия дана была в виде кормящей женщины, окружённой символами плодородия. Другие барельефы изображали жертвоприношения Энея, легендарного предка Августа, а также семью Августа в религиозной процессии. Вся композиция в целом должна была свидетельствовать о благоденствии Италии и возврате римского общества к старинным нравам. Всё это связывалось с деятельностью Августа и рода Юлиев.


      Барельефы на алтаре продолжают традиции «последовательно повествовательного стиля». Художник, проявивший заботу о портретном сходстве действующих лиц, выдерживает реалистический стиль, но он далёк от натурализма, ему свойственна стилизация в духе классических греческих памятников. Стилизация эта направлена на более отчётливое выражение идеи всей композиции.

      Самым импозантным памятником портретного искусства, является статуя Августа из Прима Порты.

      Она появилась, вероятно, в 20 г. до н. э. в связи с успехами восточной политики. Август представлен полководцем, обращающимся с речью к солдатам. Статуя в целом производит на зрителя впечатление спокойствия, силы, простоты и величия. В Августе как бы воплотились черты, которыми Вергилий наделил Энея. Подобно своему легендарному предку Август представлен человеком, выделяющимся своим «благочестием и оружием» (pietate insignis et armis).

      Меньшее значение имела стилизация в портретных изображениях частных лиц, отличавшихся от произведений предшествующего периода изяществом отделки. Ко времени Августа относится развитие женского реалистического скульптурного портрета, передающего индивидуальные черты. Живостью отличаются и изображения детей в тех процессиях, какие представлены на «Алтаре Мира».

      Живопись в эпоху Августа применяется попрежнему в декоративных целях. Образцы её находим мы в Помпеях; кроме того, она представлена стенной росписью в так называемой вилле Ливии.

      В истории римской культуры эпоха Августа занимает особое место. Это «золотой век» римского искусства и литературы. Произведения этого времени прославляли и пропагандировали политику Августа, но в то же самое время в искусстве преодолевались эллинистические влияния, проявлявшиеся с особой силой во время Суллы; продолжался возврат к италийским и классическим греческим образцам, который начался ещё при Юлии Цезаре. Из этих элементов, в которых италийские традиции получили преобладающее и преобразующее значение, создаётся тот классический римский стиль, который оказал огромное влияние на последующее развитие европейской культуры.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *