Религиозные культы в Риме в I—II вв.

      Во II в. до н. э. из Египта принесён был культ Изиды и Сераписа. Одно время он был под запретом, но уже Калигула построил храм Изиды на Марсовом поле, а во II в. египетские культы получили широкое распространение на всём римском Западе. Поклонники Изиды и Сераписа встречались в различных италийских городах, особенно приморских, ибо Изида считалась покровительницей мореплавания, и среди моряков было много приверженцев египетских культов.

      Египетские культы

      Почитатели египетских богов были среди различных классов населения; широко распространён был культ Изиды среди женщин. Два раза в год происходили празднества. Во время весеннего празднества торжественно освящался корабль богини Изиды. Осенний же праздник был посвящен воспоминаниям о том, как богиня искала тело супруга своего Озириса, убитого элым Сетом. Печальное богослужение переходило в радостное и торжественное в момент означавший обретение Озириса и его воскресение.

      Во главе общины стоял большой штат жрецов, разделённый по различным ступеням. Кроме того отдельные избранные члены общины допускались к особым таинственным посвящениям, которые ещё более привлекали верующих.

      Культ Митры


      Особую популярность приобрёл во времена Империи культ иранского божества света Митры. Впервые занесли его на Запад солдаты Помпея, боровшиеся с пиратами. Особенно усилилось распространение этого культа после того, как внутренние малоазийские области включены были в состав Империи и там стали набирать солдат для римской армии.

      Среди военных всегда было много почитателей Митры, молившихся ему как олицетворению «непобедимого солнца» (Sol Invictus); следы его почитания находятся в пограничных районах Британии и придунайских областей. Древние иранские представления о вечной борьбе двух начал, доброго и светлого со злым и тёмным, сочетались в митраизме с вавилонскими астральными учениями, мистикой чисел, вавилонским магическим искусством. Митраизм имел сложную космогонию, в которой рождение и подвиги Митры занимали центральное место.

      Митра представлялся как поборник правды, борец со всем злым и нечистым, спаситель праведных людей, которых хотел погубить Ариман — злое божество. Вместе с тем в митраизме развито было и сложное учение о загробной жизни, где последуют суд и возмездие за земную жизнь, а также ученио о конце мира.

      Для богослужений Митры существовал особый метроум, который устраивался в пещере или подводном помещении. Сложные обряды сопровождались трапезами, во время которых вкушали освящённый хлеб и вино, смешанное с водой. Посвящениям предшествовали приготовления, состоявшие в посте и самобичевании.

      Культы эти не были замкнутыми. Обряды и учения одной религиозной системы заимствовались другими, восточные божества отождествлялись с богами греческого и римского пантеона.

      Иудейский мессианизм

      В силу целого ряда исторических условий у иудеев ещё в давние времена под различными политическими и религиозными влияниями зародилась идея пришествия Мессии, избавителя. Идея эта носила первоначально религиозно-политический характер.

      Мессия должен был явиться избавителем иудейского народа, и радикальные проповедники-мессианисты были убеждены, что вслед за избавлением последует победа избранного богом народа и господство его над всем миром. Эти мессианистские идеи не раз возрождались в тяжёлые для иудейского народа времена; особенное значение они приобрели после того, как Иудея подпала под власть Рима, не только угнетавшего её различными повинностями, но и не всегда считавшегося с религиозной её самобытностью — монотеизмом, не допускающим участия в других культах.

      Наиболее последовательные борцы с Римом в годы Иудейской войны были в то же самое время убеждёнными мессианистами. Иначе трактовался мессианизм в иудейских общинах, находившихся вне Палестины.

      Филон Александрийский

      Ещё в эпоху эллинизма — в III—II вв. до н. э. — во многих городах возникли иудейские поселения; жившие вдали от родины иудеи диаспоры (диаспора — греческое слово, значит «рассеяние») соблюдали закон, стремились оградить себя от чуждых религиозных влияний, блюсти чистоту своей веры и обрядов. Но диаспора состояла не только из иудеев. Иудаизму, так же как и другим синкретическим религиям, присущ был прозельтизм, т. е. стремление распространить свою веру среди язычников. Да и сама иудейская религия вопреки стремлениям ревнителей закона не оставалась без влияния иных религиозных и философских систем. Появляются мысли о близости иудаизма и греческой философии. Особенно последовательно проводил эту идею Филон Александрийский, живший в конце I в. до н. э. и в первой половине I в. н. э.

      Филон доказывал, что в иудейских книгах дана «вся мудрость», и задача толкователя состоит в том, чтобы раскрыть её смысл. Идея монотеизма, проповедывавшаяся иудейской религией того времени, получила в учении Филона своё завершение и философское обоснование. Всемогущее божество, по Филону, отлично от мира, по своему существу. Посредниками между миром и божеством являются силы, которые Филон сравнивает с ангелами иудейской религии и демонами греческой философии.


      Верховной силой является Логос (слово), «оно у бога и само оно— бог», это идея всех идей, если употреблять платоновские понятия, в то же самое время оно — сын божий. Филон считает высшей целью человека — мистическое соединение, слияние с божеством. Это достигается не путём жертвоприношений, а путём искреннего раскаяния.

      Идеи Филона в вульгаризированной форме и близкие к ним положения распространялись среди общин диаспоры. Иудейские мессианистские чаяния у внепалестинских иудеев, многие из которых не знали даже еврейского языка, приобрели отвлечённый, мистический характер. Будущий Мессия рисовался не в качестве политического избавителя народа, а в качестве освободителя всего человечества от греховной его сущности.

      «Новая всемирная религия, — говорит Энгельс, — христианство… возникла незаметно из смеси обобщенного восточного, в особенности еврейского, богословия и вульгаризированной греческой, в особенности стоической, философии».

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *