Распространение философских систем

      Больше всего сторонников новых религий было среди низших и средних слоев населения, для высших же классов римского общества I в. до и. э. характерно увлечение рационалистическими философскими системами.

      Наибольшим успехом пользовалось учение стоиков. Отвлечённый идеал мудреца, строгого к себе и к людям, слился с представлением о римлянине старого закала, воплощавшем в себе исконные римские добродетели (мужество, справедливость, благочестие и др.). Вместе с тем стоицизм способствовал распространению космополитизма.

      Учение о разуме, царящем во всём мире, о равенстве людей, о разумной справедливости нашло отражение и в политических идеях и в правовых нормах того времени. Получило известное распространение и учение Эпикура. Знакомство с философией — один из признаков римской образованности.

      Следует отметить, что в данную эпоху никто из римлян не создал оригинальной философской системы. Эклектизм — одна из характерных черт римской философии конца Республики.

      Круг лиц, получавших образование, к концу Республики значительно расширился. Большую роль в развитии римской культуры сыграли выходцы из различных италийских муниципиев. После Союзнической войны постепенно стала исчезать долго существовавшая замкнутость италийских городов и областей. Дети муниципальной знати получали образование в Риме и входили в кружки римской аристократической молодёжи. Среди этих молодых италиков, «новых людей» (nominee novi), как называли их в Риме, нашлось немало талантов, которые впоследствии приобрели широкую известность.


      Римское образование.

      Обучение в Риме начиналось с семими лет, В привилегированных семьях с детьми этого возраста занимался раб-педагог, обычно из греков. Но чаще дети с семилетнего возрастя ходили н школу, где учились чтению, письму и счёту. С двенадцати до шестнадцати лет римские юноши посещали обычно школы грамматики, организованные по эллинистическим образцам. Главным предметом была литература вместе с грамматикой. Кроме того в школах преподавались логика, арифметика, геометрия, астрономия и некоторые элементы музыки.

      В шестнадцать лет юноша облекался в мужскую тогу и приступал к специальным занятиям риторикой под руководством греческих ораторов или же латинских учителей красноречия. Риторическое образование пополнялось изучением римского права под руководством видных юристов. Некоторые знатные римляне завершали образование в греческих культурных центрах (в Афинах, Родосе, Пергаме, а также в Массилии).

      Риторика

      В основе всей системы образования лежала риторика. Развитие ораторского искусства находилось в тесной связи с общественными и политическими условиями римской жизни II и I вв. до н. э. Умение публично выступать определяло нередко успех в народных собраниях и на предшествовавших им сходках (contiones), в сенатских заседаниях и в судебных комиссиях. Полководец должен был уметь обращаться с речами к своим солдатам.

      Римские ораторы внесли мало нового в теорию красноречия; они разрабатывали лишь принципы, уже сформулированные их греческими предшественниками, но, подражая их примерам, они создали выдающиеся образцы латинского красноречия.

      Линии Клавдий и Гай Гракх

      Наиболее древним образцом римского ораторского искусства считалась речь Аппия Клавдия Цекав сенате, в которой отвергались мирные предложения Пирра. Выдающимся оратором был Гай Гракх.

      Цицерон, осуждавший политические взгляды Гракха, признавал его исключительные ораторские способности. В красноречии, по его словам, ему не было равного.

      Ораторские приёмы совершенствовались и усложнялись. Теоретики ораторского искусства считали недостаточным, если оратор хорошо говорил по-латыни. Он должен был уметь рассуждать и поучать, приводить людей в трепет: аудитория должна была ему изумляться, «считать его как бы богом среди людей».

      Характер римского красноречия в конце Республики

      Но социальная действительность наложила свой отпечаток на римское красноречие. Ораторское искусство развивалось в ущерб простоте, искренности и правдивости. В судебном красноречии, например, юридическая истина отступала на задний план. «Очень заблуждается тот, — говорит Цицерон, — кто в речах, произнесённых нами в судах, ищет отражения наших убеждений. Эти речи носят отпечаток самих процессов и обстоятельств и не выражают истинных взглядов людей и патронов».

      Оратор заботился не о том, чтобы его положение было истинным, а о том, чтобы оно казалось правдоподобным. Обычным приёмом политических речей была инвектива: политические противники выставлялись в дурном свете, ораторы пользовались всякими слухами и сплетнями, они играли на легковерии и даже на суеверии своих слушателей.


      Какое значение имело в общественной жизни красноречие, показывают слова Цицерона: «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почёта: одно — это искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора». Ораторское искусство в конце Республики было тесно связано с жизнью. Своё содержание оно черпало из римских государственных и частных отношений. Несмотря на некоторую искусственность, оно облекалось в такую форму, какая доступна была большинству. В эту эпоху оно носило до известной степени народный характер.

      Роль риторики нельзя свести лишь к искусству составления речей. Элементы риторики встречаются в разнообразных публицистических произведениях того времени, в римской историографии и в художественной литературе; известное влияние оказала риторика и на разработку рим¬ского права. Ораторское искусство содействовало развитию и улучшению латинского языка, так как придавалось большое значение правильности и точности выражений, а также пластичности, изяществу и звучности речи.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *