Политические течения в 60-х гг. во Франции

      Прудон проповедовал примирение пролетариата с буржуазией, союз труда с капиталом. Поборник интересов мелких производителей, Прудон создал учение о «взаимности услуг» («мютюэлизм»). На основе обмена услугами, по учению Прудона, можно создать новое общество, которое сможет обойтись без всякого государственного вмешательства.


      Спекулируя на ненависти народных масс к полицейско-бюрократической государственной машине империи Наполеона III, Прудом выступал против всякой формы государственности. Прудон и его сторонники считали политическую борьбу рабочего класса вредной, так как она, по их мнению, отвлекала его от насущных экономических проблем, которые могли быть решены на основе, проповедуемого ими учения о «мютюэлизме».
      Другим учением, имевшим влияние на рабочих в 60-хгг был бланкизм. Бланкисты в отличии от прудонистов были горячими сторонниками социализма, они считали политическую борьбу основной. Но будучи сторонниками социализма, они смутно представляли будущий социалистический строй, и пути борьбы за него. Сторонники активной политической борьбы, бланкисты придерживались, однако заговорческой тактики, выступая против революционной партии, тесно связанной с массами. Они полагали, что сравнительно небольшое число решительных, хорошо организованных людей могут в благоприятный момент не только захватить власть, но действуя с чрезвычайной энергией, удержать ее в своих руках.
      В 60-х гг. в Париже существовала подпольная бланкистская организация, видными деятелями которой, кроме О. Бланки были Тридон, Эд, Вайян, Риго. Однако эта организация не была связана с трудящимися массами.

      Из несоциалистических течений в 60-х гг. во Франции необходимо отметить неоякобинство. Это республиканско-радикальное течение боролось за республику, за демократические свободы, против засилья клерикализма, за светское образование и т.п. Неоякобинцы выражали интересы мелкой городской буржуазии. Влиятельными деятелями среди них были Ф.Пиа и Ш.Делеклюз. Они выступали под лозунгами французской революции XVIII в. («свобода, равенство, братство»). Неоякобинцы смутно представляли идеи социализма, считая, что социализм – есть не что иное, как республика в действии. Ко всяким экономическим преобразованиям капиталистической системы они относились если не враждебно, то отрицательно.
      Несмотря на жестокую реакцию, рабочий класс Франции понемногу стал восстанавливать свои силы. Антибонапардистские настроения в стране нарастали. Чтобы ослабить недовольство в стране, Наполеон III пошёл на некоторые уступки. В 186 г. Он расширил права Законодательного корпуса и Сената, предоставив им право публиковать в газетах отчёты о своих заседаниях и выступать с ответным адресом на тронную речь императора. При очередных выборах в Законодательный корпус в 1863 г. республиканская оппозиция из 7,2 млн. голосов собрала 2 млн. голосов и получила 35 мандатов в парламент, а в 1864 г. на дополнительных выборах в Законодательный корпус впервые со своей собственной програм¬мой, так называемым «Манифестом 60-ти», выступили рабочие. Главной целью «Манифеста» было доказать, что рабочие имеют право на самостоятельное представительство в Законодательном корпусе. В политической жизни рабочего класса это был шаг вперёд. Однако «Манифест» был проникнут духом прудонизма, проповедовавшего солидарность классов. «Свобода труда, кредит, солидарность — вот наши мосты, — читаем мы в «Манифесте», — в тот день, когда они осуществятся… не будет более ни буржуа, ни пролетариев, ни хозяев, ни рабочих».

И. С. Галкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *