Летописи среднего периода Древнего Рима

      Старшие анналисты последовательно проводили римскую точку зрения. Успехи римлян преувеличивались, неудач» их преуменьшались. Риму чуть ли не с самого его возникновения приписывалось то политическое значение, какое он имел в III в. до н. э.

      Таким образом, поэты и старшие анналисты систематизировали и записали различные данные, относящиеся к римскому прошлому.


      В их рассказах наряду с истинными известиями — немало легенд и домыслов. От произведений их дошли до нас лишь незначительные фрагменты.

      Одним из последних писателей, относящихся к старшим анналистам, был Марк Порций Катон Старший (234—149 гг. до н. э.). Он первый изложил римскую историю латинской прозой (до него анналисты писали погречески). «Происхождения» Катона излагали историю Рима, начиная с его основания. В отличие от своих предшественников Катон рассказывал не только о Риме, но также и о других италийских городах. Исторический труд Катона не сохранился; полностью дошёл до нас его трактат «О сельском хозяйстве», имеющий большое значение для изучения римской аграрной истории.

      Полибий

      На греческом языке во II в. дон. э. было создано выдающееся историческое произведение, имеющее исключительное значение и для эллинистической и для римской истории. Автор его Полибий родился в Аркадии около 200 г. до н. э. Он принимал участие в политической жизни Греции и был одним из руководителей Ахейского союза. После третьей Македонской войны Полибий был отправлен в Рим в качестве заложника. Знакомство с Римом и сближение с представителями римской аристократии повлияли на политические убеждения Полибия: из противника римлян он превратился в поборника римского господства в Греции. В 150 г. до н. э., после шестнадцатилетнего пребывания в Риме он получил право вернуться на родину. Но Полибий пробыл в Греции недолго. Он отправился путешествовать и не раз возвращался в Рим. Вместе со Сципионом.

      Эмилианом он был в Африке, когда римляне разрушили Карфаген. После разрушения Коринфа (146 г. до н. э.) Полибию удалось добиться от победителей-римлян некоторых уступок в пользу побеждённых, за что его превозносили во многих греческих городах. Умер Полибий около 120 г. до н. э.

      «Всеобщая история» Полибия охватывала период от 264 до 146 г. до н. э. и являлась первой всемирной историей. Полибий считает, что с определённого времени «события Италии
и Ливии переплетаются с азиатскими и эллинскими, и все сводятся к одному концу». А под этим концом разумеется подчинение римлянами всех народов Средиземноморья.

      Это — главная идея сочинения Полибия, в котором он хотел показать, что успехи римлян неизбежны и вместе с тем благодетельны для других народов.

      В центре внимания у Полибия стоит политическая история (вопросы социальной и экономической жизни затрагиваются у него мимоходом). Большое значение придаёт он политическому устройству различных стран. Полибий предпочитает такое правление, в котором разумно сочетаются различные политические формы. К такой идеальной форме правления, по его мнению, приближается римское государственное устройство, в котором разумно соединены монархические, аристократические и демократические начала. В этом, по заключению Полибия, коренится залог успехов римлян.

       Полибия можно назвать одним из первых представителей так называемой теории органического развития общества: каждое государство, по Полибию, развивается согласно «порядку природы», формы правления изменяются, перерождаются и возвращаются к исконному началу. Это может происходить как вследствие внешних воздействий, так и от «внутренней порчи».

      Полибий не скрывает своих аристократических убеждений; особенно ясно сказываются они при характеристике демократии, которая, по его мнению, может переходить в беззаконную анархию и тиранию. Внутреннее разложение греческих городов является, по мнению Полибия, причиной успехов римлян в Греции. Победы их он считает не только неизбежными, но «прекраснейшим и благотворнейшим деянием судьбы».


      Различая причины и поводы событий, Полибий стремится исторические явления рассматривать в их взаимной связи. К многообразным источникам Полибий относился критически, стараясь обосновать своё изложение документальными данными. Не всегда доверял он и очевидцам, говоря, что «глазам следует доверять более, чем ушам». Наибольшее значение придавал Полибий собственному опыту, указывая, что к историку должны быть предъявлены большие требования: он должен знать людей, предмет, о котором пишет, быть опытным в военных и политических делах, посещать различные страны. С известными оговорками Полибий признавал роль Судьбы, но считал, что историк должен разбираться в истинных причинах явлений, а не объяснять их волей богов. Большое значение придавал Полибий и роли личности в истории.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *