Ранние летописи Древнего Рима

      Историография Древнего Рима. Как и у многих других народов, самым ранним жанром исторического повествования у римлян были летописи (Annales). Велись они в.жреческой коллегии понтификов и первоначально представляли собой заметки в погодных списках магистратов и отметки в календаре. Впоследствии в конце каждого года великий поптифик обозначал имена консулов и под ними записывал важнейшие события, происшедшие в год их правления. В начале III в. до н. э., очевидно, после того как плебеи были допущены в коллегию понтификов, погодные записи стали выставляться в доме одного из высших римских жрецов — великого понтифика — для публичного обозрения (tabulae pontificum).


      На основании имеющихся данных можно заключить, что в этих записях отмечались прежде всего выдающиеся события, связанные с культом: чудесные явления и знамения, а также выдающиеся празднества. Заносились в летописи и те события, с которыми были связаны обряды и знамения: войны, повальные болезни, дороговизна на хлеб и т. д. Записи понтификов не оставались неизменными, их дополняли и переделывали; были также составлены записи, относящиеся к отдалённым временам. Эти переработанные и дополненные погодные записи во втором веке до нашей эры издал великий понтифик Публий Муций Сцевола в 80 книгах под названием «Великие летописи» (Annales Maximi). По словам Цицерона, они начинались со времени основания города Рима.

      Кроме летописей понтификов, существовали различные фамильные документы и предания, передававшиеся из поколения в поколение. Уже в раннюю эпоху римской истории возникли так называемые элогии (elogia), краткие записи, составлявшиеся в честь известных людей после их смерти.

      Самая ранняя надпись, содержащая такой элогий, сохранилась на памятнике в честь полководца времён третьей Самнитской войны, консула 298 года до н. э., Луция Корнелия Сципиона Бородатого.

      Во время похорон в честь покойных произносились прославлявшие их речи (laudationes), которые также записывались и сохранялись.

      Все эти данные были использованы римскими писателями, обратившими своё внимание на изучение исторического прошлого Рима.

      Впервые уроженец Кампании Гней Невий (207—206 гг. до н. э.) описал в стихах первую Пуническую войну, в которой он сам участвовал. В начальной части своего сочинения Невий дал краткие сведения о возникновении Рима. Несколько позднее писал поэт Энний (239—169 гг. до н. э.), изложивший гекзаметром римское прошлое. «Летопись» Энния начиналась с Энея и была доведена до времён поэта. Проникнутая патриотизмом «Летопись» Энния высоко ценилась римлянами. Поэмы Энния до нас не дошли. Сохранились лишь отрывки у более поздних авторов.

      Первое прозаическое произведение, посвященное римскому прошлому, написал на греческом языке знатный римлянин, консуляр и понтифик Квинт Фабий Пиктор (конец III в. до н. э.).

      Сочинение его называлось «Летописью», Так как в нём был принят погодный порядок изложения событий.

      Повествование Фабия Пиктора начиналось с рассказа о появлении в Италии Энея и заканчивалось изложением хода событий второй Пунической войны. Фабию Пиктору хорошо известны были греческие источники, но большое внимание он обратил и на латинские. Из фаст им были взяты годы правления консулов, и по ним излагались события.

      Многое он заимствовал из ещё не опубликованных летописей понтификов. Использовал несомненно Фабий Пиктор и устные предания, хранившиеся в римских семьях, а также частные архивы. Фабий Пиктор положил начало римской анналистике. Сам он и ближайшие его продолжатели называются обычно старшими анналистами. Их произведения рассчитаны были на узкий круг эллинов, интересовавшихся римским прошлым, и римских государственных деятелей, владевших греческим языком.


      Произведения старших анналистов были основаны па изучении первоисточников и отличались достоверностью в отношении близких к их времени событий; при описании отдалённого прошлого они вносили в свои произведения тот легендарный материал, какой черпали из произведений греческих авторов и устных рассказов. Среди последних большую роль играли так называемые этиологические мифы, которые создавались для объяснения непонятных старых названий, обычаев и сооружении (например, легенды о Ромуле возникли, видимо, для объяснения слова Рим).

      Греческие исторические произведения оказали влияние на обработку тех или иных исторических известий, и некоторые события римской истории излагались по аналогии с эпизодами из греческой истории (вполне возможно, что повествование о десятилетней борьбе с этрусским городом Вейями сложилось по аналогии с десятилетней осадой Трои).

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *