Латинская научная проза I—II вв. н. э.

      Латинская научная проза эпохи Империи продолжает традиции позднереспубликанской эпохи.

      Луций Юний Модерат Колумелла написал трактат о сельском хозяйстве, а Плиний Старший (23/24—79 гг.) издал обширный труд энциклопедического характера, носящий название «Естественная история».

      Автор касается самых разнообразных вопросов: космографии, минералогии, ботаники, зоологии, сельского хозяйства, медицины, истории искусства и т. д. Плиний использовал более 2 тысяч свитков, принадлежавших более чем 100 наилучшим авторам, не говоря о второстепенных. В течение многих веков «Естественная история» Плиния служила главным образом пособием по естествознанию.


      Плинию Старшему принадлежало много других сочинений (о войне с германцами, история Рима от эпохи Клавдия до смерти Веспасиана и т. д.), до нас не дошедших. Плиний погиб в 79 г., когда наблюдал извержение Везувия.

      Практический характер носило и руководство по риторике Квиптилиаиа (Institutio oratoria), которое в известной степени подводит итоги многолетней работе римских преподавателей красноречия. Марк Фабий Квинтилиап (35—95 гг.) — уроженец Испании. Переселившись в Рим, он начал преподавание риторики и первым при Веспасиане утверждён был профессором красноречия и получал содержание от государства. Труд Квинтилиана не ограничивался лишь практическими советами относительно построения речей.

      Оратор должен воспитываться с детства, и первые книги руководства Квинтилиана посвящены воспитанию и начальному образованию. Эта часть представляла, таким образом, труд по педагогике. В дальнейшем Квинтилиан говорил о задачах оратора. Он — противник философии и претензий философов на то, что только они могут воспитать мудрого человека. Истинно образованный оратор есть разумный человек, исполняющий свой долг.

      Младшим современником Квинтилиана был самый крупный римский историк Корнелий Тацит (около 55—120 гг.).

      Особый успех приобрёл во II в. биографический жанр. Одним из видных представителей этого жанра исторической прозы был Светоний Транквилл (около 70—140 гг.).

      С жизнью высшего римского общества знакомит нас переписка Плиния Младшего (61/62—113/114гг.), племянника известного естествоиспытателя. Изданный им «Панегирик Траяну» представлял речь в сенате, произнесённую перед императором и затем специально обработанную для издания. Кроме того, Плиний Младший опубликовал свою переписку с видными современииками и с императором Траяном.

      Из неё узнаём о настроениях сенатской знати, о литературных интересах этой группы, быте, повседневной жизни. Сам Плиний — владелец нескольких вилл, заботливый хозяин, в то же самое время — поклонник литературы, участник рецитации, человек, стремящийся к литературной славе.

      Греческая литература и философия

      Развитие греческой литературы во II в. является одной из характерных черт времени Антониной. И греческая и латинская литература находились, несомненно, между собой в определённом взаимодействии, но и та и другая развивались в это время самостоятельно.

      Для греческой литературы этого времени характерно стремление вернуться к старым аттическим образцам в области красноречия. Это новое течение известно в истории литературы под названием второй софистики. О политических речах в то время не могло бытьи речи. Ораторы собирали аудиторию, для того чтобы продемонстрировать перед ней своё риторическое искусство. Речи касались разнообразных сюжетов, но чаще всего оратор стремился поучать своих слушателей.

      На основании биографий софистов, написанных ритором и писателем начала III в. Филостратом, можно заключить, что многие из них были видными деятелями в своих городах, жертвовавшими болышие суммы на их украшение.

      Софисты произносят перед императором речи; они пользуются милостью монархов. К этой школе принадлежал в начале своей литературной деятельности Дион Хрисостим, а также Элий Аристид. Третий известный нам представитель второй софистики, Лукиан сочетал в своём лице ритора и одного из крупных греческих писателей-сатириков.


      Лукиан (около 120—180 гг.) родился в Самосате, в Сирии. В Афинах он изучал философию и греческую литературу. В своих произведениях он пользовался диалогической формой, повествовательным изложением, имитировал учёные трактаты и т. д. Лукиан показал себя тонким наблюдателем окружающей жизни. Религиозному вопросу он уделял много внимания. Энгельс называет его Вольтером античности, ибо в отличие от многих своих современников Лукиан показал себя скептиком в религиозных вопросах.

      В своих «Диалогах богов» он иронизировал над традиционными верованиями, а в других произведениях высмеивал модные восточные культы. Одно из его произведений («О смерти Перегрина») представляло в карикатурном виде христианского пророка.

      Лукиан так же сатирически изображал представителей своей профессии — риторов, философов и т. д.

      Апулей и Лукиан — два последних крупных писателя II в. Несмотря на различие в мироощущении, обоим писателям свойственны неудовлетворённость, искание чего-то нового.

      В греческой философии того времени боролись те же направления, что и в предыдущую эпоху.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *