Культура Возрождения

      Глава XVII КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА
      

§ 57. Возникновение культуры Возрождения

      Вспомните: какое влияние оказывала церковь на культуру в средние века (см. § 36)?
      1. Чем был вызван подъем культуры. С конца XV века страны Европы переживали подъем культуры; бурно развивались наука и искусство. Это было время, когда феодальный строй приходил в упадок, а буржуазия и народные массы всюду поднимались на борьбу против феодализма.


      Раньше всего культурный подъем начался в Италии. В богатых итальянских городах успешно развивались ремесла и торговля. В XIV веке в них появились первые мануфактуры и стал зарождаться класс буржуазии.
      Буржуазия по-новому смотрела на мир. В отличие от феодалов она была деятельна и предприимчива. Жажда наживы гнала купцов в далекие и опасные плавания. Соперничая друг с другом, владельцы предприятий вводили новые механизмы и приспособления.
      На заре своего господства буржуазия была заинтересована в развитии науки и техники. В то время говорили: «Кто является господином денег и времени, тот является господином всех вещей». Богачи хотели получить как можно больше радости в земной, а не в «загробной» жизни. Они соперничали в великолепии своих дворцов, роскоши домашней обстановки и одежды. Заказы на художественные произведения стали давать не только церковь и знатные феодалы, но и богатая городская верхушка. Выполняя заказы богачей, архитекторы строили просторные дома, а художники и скульпторы украшали их картинами и статуями.
      Растущим городам требовалось все больше образованных специалистов: бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей и врачей. В городах появилась интеллигенция — группа людей, занимающихся умственным трудом. Многие из них вышли из народа, из семей простых горожан.

      Подъем культуры в странах Западной Европы в XV— XVI веках был связан с зарождением нового класса — буржуазии.
      2. Интерес к природе и человеку. Отказ от радостей жизни, который внушала религия, сменился живым интересом к миру. Внимательно изучая природу, ученые проводили наблюдения и ставили опыты. В Европе появились первые ботанические и зоологические сады, музеи, коллекции минералов и растений. Писатели воспевали природу, восхищались ее красотой; художники стали писать пейзажи.
      Укреплялась связь науки и искусства. Художники и скульпторы изучали строение человеческого тела, чтобы точно воспроизводить его движения; они занимались математикой, чтобы соблюсти правильные пропорции в статуях и изображениях. Писателей интересовали теперь не вымышленные «святые», а живые люди, их радости и страдания. Они описывали бурную жизнь своего времени, воспевали в стихах сильные чувства человека. Художники стали писать портреты своих современников — и не только правителей, но и простых горожан. Даже для изображения «святых» им позировали живые люди. Священники и монахи с ужасом и возмущением узнавали на иконах лица красивых горожанок.

Вид Венеции XVIII в

      Жизнь отвергала учение церкви о том, что человек жалок и бессилен, что всесилен лишь бог. Возрождалась вера в силы и способности человека. Деятелей новой культуры интересовал не бог, а человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от латинского слова «гуманус» — человеческий).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *