Культура Возрождения и народ.

      3. Интерес к древней культуре. Гуманисты проявляли большой интерес к культуре древней Греции и Рима. В отличие от церковного искусства произведения древней культуры были жизнерадостны, прославляли красоту человека. Этим они и привлекали к себе гуманистов.


      Древняя культура, осужденная католической церковью и забытая в предыдущие века, как бы снова возрождалась. Поэтому время, когда возникла новая культура, было названо Возрождением.
      В подвалах монастырей любители древности отыскивали старинные рукописи, в земле откапывали статуи греческих богов и героев. Эти находки ценились очень дорого.
      Некоторые знатоки искусства были готовы отдать последние деньги для приобретения статуй и старинных рукописей. Ученые-гуманисты прекрасно знали древнегреческий и латинский языки, на которых когда-то говорили современники Перикла и Октавиана Августа.
      Гуманисты тщательно изучали произведения древних греков и римлян, восхищались ими, старались им подражать. Но для писателей древности человек был слепой игрушкой в руках всемогущих богов. В произведениях же гуманистов человек изображен хозяином своей судьбы, от его способностей и энергии зависит, достигнет ли он цели.

      4. Критика феодалов и церкви. Период истории между древностью и Возрождением гуманисты объявили временем темноты и невежества. Они первые назвали его «средними веками».
      Многие деятели Возрождения высмеивали грубых и ленивых феодалов. Итальянский писатель говорил: «Кичиться своим древним происхождением — это значит кичиться происхождением от закоренелых разбойников». Он утверждал, что слава и благородство человека достигаются не чужими, а собственными заслугами.
      Гуманисты резко выступали против церкви. Невежество и глупость священников и монахов, жадность и властолюбие пап стали постоянной мишенью для насмешек передовых писателей и поэтов. Еще до начала реформации немецкий поэт Ульрих фон Гуттен едко высмеивал римского папу. Он писал, что папа подчиняет себе все с помощью трех вещей: насилия, хитрости и лицемерия. Рим, столица папы,— это кладовая, куда со всего мира стекается награбленное добро, а папа — червь, пожирающий это добро. Но гуманисты не собирались до конца порывать с религией. Они хотели сохранить религию как хорошую узду для народа и не выступали против нее открыто.
      5. Культура Возрождения и народ. Искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что создали народные массы в средние века. Архитекторы и скульпторы использовали богатый опыт многих поколений городских ремесленников. Писатели и поэты перерабатывали басни и сказки горожан. В своих произведениях они пользовались не латынью, а народным языком.
      Раньше о делах государств и церкви знали очень немногие знатные люди. Но после изобретения книгопечатания, особенно во время реформации, писатели стали обращаться к народу на его родном языке. Все больше людей узнавало о том, что делается в мире; появились первые газеты. Знания вышли за стены монастырей и университетов на улицы и площади городов.
      В иллюстрациях отражены изменения в городской жизни по сравнению с XII—XIV веками. Ученые наблюдают звездное небо с помощью специальных инструментов. Аптекарь предлагает лекарства крестьянину (верхний ряд). В университетской библиотеке студенты и ученые работают с печатными книгами; торговцы продают книги на городских улицах (нижний ряд).
      Возрождение было величайшим переворотом в культуре и науке.

      ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ ДЕЯТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ И КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
      Из книги папы Иннокентия III «О презрении к миру»:
      Все дни его [человека] полны трудами и скорбями, и даже не отдыхает ум его. И что это, если не суета? Едва ли есть что-нибудь столь ничтожное, едва ли есть столь легкое, что человек понимал бы вполне, что он постигал бы ясно. Разве только то знают совершенно, что ничего не знают совершенно.

      Из книги писателя Пико Делла Мирандола «О достоинстве человека»:
      О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет! Бог создал человека, чтобы он сознавал законы вселенной, любил ее красоту, поражался ее величием. Человек может расти и совершенствоваться по свободной воле.

      СВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ С ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
      Итальянский писатель Поджо Браччолини написал рассказ «О священнике, который похоронил собачку». В основу рассказа он положил басню «Завещание осла» — произведение средневекового городского поэта.
      Был деревенский священник, очень богатый. Когда у него умерла любимая собачка, он похоронил ее на кладбище. Об этом услышал епископ и, покушаясь на деньги священника, вызвал его к себе, чтобы наказать его, как если бы он совершил большое преступление. Священник, который хорошо знал характер своего епископа, отправился к нему, захватив с собой пятьдесят золотых монет. Епископ приказал вести его в тюрьму. Но хитрый священник сказал епископу: «Отец, если бы вы знали, какая умная была моя собачка, вы бы не удивлялись, что она заслужила погребение среди людей. Ибо она обладала умом более чем человеческим как при жизни, так и в момент смерти».
      «Что это значит?» — спросил епископ. ««Под конец жизни», — сказал священник, — она составила завещание и, зная вашу нужду, завещала вам пятьдесят золотых монет. Я их привёз с собою». Тогда епископ, одобрив завещание и погребение, принял деньги и отпустил священника.

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Объясните, чем был вызван подъем культуры в XV—XVI веках.
      2. Почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда она возникла, — Возрождением? Почему гуманисты проявляли большой интерес к культуре древней Греции и древнего Рима?
      3. Как деятели Возрождения относились к феодалам и церкви?
      4. В чём выражалась связь культуры Возрождения с народной городской культурой?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *