Культура поздней Римской империи

      В культуре, как и в иных областях жизни Римской империи эпохи IV и V вв., заметны также черты упадка. Правда, этот период в истории римской культуры прошёл незаметно. В различных отраслях искусства были созданы произведения выдающиеся, не уступавшие памятникам классической эпохи. Для IV в. характерным было то, что высшее общество оставалось ещё верно языческим традициям.

      В литературе этого времени сохранялись ещё языческие мотивы и раздавались голоса, выражавшие резкий протест против христианства. На Западе большую роль в культурной жизни играли провинции, особенно Галлия.

      Поэзия и литература.

      Среди последних античных латинских поэтов замечательны: Децим Магн Авзоний (310—393 гг.), Клавдий Клавдиан (конец IV и Авзоний — знаток римской литературы, риторики, греческого и латинского языков, но он скорее не поэт, а версификатор. Ему принадлежит, например, стихотворение, в котором предыдущая строка кончается таким же словом, каким начинается последующая, или стихотворение, составленное сплошь из вергилиевых полустиший.


      Иное, правда, впечатление производила большая поэма «Mosella», посвященная описанию реки Мозели, живописных её берегов, покрытых виноградниками, различных сортов рыб. Произведение это отличается свежестью и искренностью.

      Клавдий Клавдиан — несомненно, один из крупных поэтов. Он касался современных ему событий, описывал войны, какие пришлось вести римлянам; касался придворной жизни, восхвалял Стилихона, приближённого императора Гонория, всячески осуждал и высмеивал его противника Руфина, возвысившегося при дворе Аркадия. Поэзия Клавдиана подражательная, но он талантливый поэт, хорошо владеет стихом.

      Наконец, Клавдиан — один из последних римлян, любивший прошлое великого города и надеявшийся на его славное будущее.

      Клавдий Рутилий Намациан — уроженец Галлии. Он воспевал Рим, который дал одну отчизну столь различным народам. Приверженец старины, Намациан ненавидел христиан, особенно монахов.

      В конце IV в. написал историю Рима Аммиан Марцеллин, последний крупный историк античного мира.

      Из поздних латинских писателей необходимо упомянуть Аполлинария Сидония и Симмаха. Аполлинарий Сидоний — автор стихотворений, писем и панегириков, интересных больше не как литературные произведения, а как материал для характеристики быта галло-римской аристократии конца V в. и взаимоотношений её с наступающими варварами. Симмах — один из последних ораторов, убеждённый язычник.

      Латинская светская литература оставалась языческой. Мифологические сюжеты продолжали быть излюбленными для поэтов. Но произведения эти удовлетворяли лишь ограниченный круг людей.

      Греческая литература (поздняя софистика)

      В истории греческой литературы IV век характеризуется новым возрождением софистики. После упадка в III в. вновь приобретают значение риторские школы. В них получают образование будущие чиновники, в них воспитываются и будущие христианские проповедники.

      Софистика IV в. бедна в идейном отношении. Учителя красноречия толкуют произведения философов, разбирают те или иные этические положения. Главное внимание обращено на построение речи и на внешние эффекты. В Афинах в середине IV в. преподавал Гимерий, большим успехом в Константинополе пользовался Фемистий, но самую широкую известность приобрёл ритор Либаний (314—391 гг.). Главная деятельность его протекала в Антиохии.

      В своих речах, обращенных к императорам, полководцам, видным чиновникам, Либаний касается животрепещущих вопросов современности. То выступает он в качестве панегириста, то произносит слова благодарности, то кого-нибудь защищает, то указывает на какое-нибудь общественное зло (одна из речей его, например, говорит о том, какой ущерб приносили государству патроцинии). Либаний оставался приверженцем языческой религии. Христианство кажется ему полуварварским суеверием. Особенное раздражение вызывают у него монахи, которых он считает врагами разума и красоты.

      Либаний был поклонником и приверженцем Юлиана Отступника и сам пользовался его покровительством. Его можно считать одним из последних крупных языческих ораторов и софистов. Школы красноречия сохраняются и в V в., но преподавание отличается безидейностью и шаблоном.

      Наиболее заметным философским течением эпохи поздней Империи был неоплатонизм.

      Основателем его считается Плотин (203—269 гг.), родившийся и получивший образование в Александрии, а живший главным образом в Риме и Италии.

      Учение Платона было лишь основой идеалистической системы Плотина; в ней сочетались элементы различных философских систем античной философии (Аристотеля, стоиков, пифагорейцев и т. д.). В отличие от классической философии в неоплатонизме были усилены мистические элементы, в чём сказалось знамение времени. В известном отношении неоплатонизм может быть назван рационалистической теологией.

      По учению Плотина первосущностью мира является божество, вечное и неизменное, недоступное определениям. Божество порождает из себя мир, не изменяя своей сущности. Низшей ступенью творения является материя, которая представляется Плотину источником зла. Чувственный мир, практическая деятельность имеют малую ценность. Но человеческая душа стоит на грани света и тьмы. Путём самосовершенствования и аскетизма человек должен возвыситься до соприкосновения с божеством. Не логи-ческое мышление, а восхищение (экстаз) может явиться истинным источником познания.

      Ученик Плотина Порфирий (вторая половина III в.) записал и систематизировал учение Плотина и выступил в качестве защитника языческой религии против христианства. В первой половине IV в. сириец Ямелих делается главой неоплатоновской школы, пытаясь создать настоящую политеистическую теологию, которая должна была объединить все культы древнего мира, исключая христианство. Среди образованных языческих кругов неоплатонизм в IV и V вв. приобрёл известную популярность.


      Сторонником его был Юлиан Отступник. В V в. в Александрии пользовалась известностью сторонница неоплатоновской философии и глубокий знаток математики Гипатия, растерзанная фанатичной толпой, видевшей в ней противницу христианства. Но трудное для понимания и усвоения учение неоплатоников оставалось философией узкого круга языческой аристократии, стремившейся отвлечься от современной действительности, найти успокоение в самоуглублении и вместе с тем оправдать то, что составляло известную ценность в античном прошлом и что отрицалось христианством.

      Неоплатонизм выступает против христианства, но пытается подчас разрешить те же вопросы и применяет те же самые методы для их разрешения, что и христианские теологи. Немудрено поэтому, что известные положения неоплатонизма оказали влияние и на христианскую догматику.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *