Искусство и литература средневековой Европы

      

§ 37. Искусство и литература средневековой Европы

      Какие памятники искусства Византии (§ 12, п. 3) и стран Арабского халифата (§ 15, п. 3) вы знаете?
      1. Архитектура. В XI веке в Европе началось большое строительство. Непрочные деревянные постройки заменяли каменными. Строители того времени многое заимствовали из архитектуры древнего Рима, и поэтому сооружения XI—XII веков называют романскими.


      Романский храм похож на крепость. Это — большое, массивное здание с высокими башнями и полукруглыми арками.
      Своим видом романские постройки напоминают о времени феодальных войн и могуществе католической церкви. С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Постройки XIII—XV веков получили название готических.
      Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. В отличие от романских готических соборов кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они точно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, — все создаёт впечатление стремительного порыва ввысь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров, превышая египетские пирамиды.

Собор в Реймсе

      Неграмотный, забитый труженик с трепетом, шёл из своей убогой и тесной лачуги в высокий, просторный храм. Через цветные стекла окон в помещение лился мягкий свет, создавая таинственный полумрак. В огромном соборе верующие должны были чувствовать себя слабыми и ничтожными перед могуществом бога и католической церкви. Долгое время собор был единственным большим зданием в городе. В нем не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания горожан, театральные представления, подписывали соглашения между государствами.
      Городские здания поражают своей красотой и сложным устройством. В сооружении соборов и ратуш принимало участие много ремесленников: каменщики, плотники, стекольщики. А. М. Горький писал: «Маленькие люди были великими мастерами — вот что говорят нам… величественные храмы в старинных городах Европы».
      

Средневековые соборы Западной Европы

      2. Скульптура и живопись. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй святых, епископов, королей.
      По мнению духовенства, искусство должно было служить библией для неграмотных. Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица «святых» и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.
      Церковь запрещала изучать строение человеческого тела. Выполняя заказы духовенства, скульпторы и художники должны были строго следовать установленным образцам. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены и близкие предметы художники изображали одинаковыми по размеру; фигуры на их картинах кажутся плоскими. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.
      Окна готических соборов украшали витражи — картины, выполненные из кусков прозрачного цветного стекла. Сочетанием ярких красок и игрой света они придавали собору особенно праздничный вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *