ИНДИЯ В начале XX в. освободительное движение в Индии возглавляла партия Индийский национальный конгресс (ИНК), возникшая в 1885 г. Перед Первой мировой войной усилилось левое крыло этой партии, лидером которого был Б. Г. Тилак (1856—1920 гг.).
Оно отстаивало идею свараджа (самоуправления), призывало к борьбе с колонизаторами, при этом не исключало применения силы. Среди масс это находило широкий отклик, поэтому англичане пошли на арест Тилака и его последователей. В 1906 г. возникла и активно включилась в борьбу Мусульманская лига (МЛ). В 1916 г. она подписала соглашение с ИНК о совместной борьбе за предоставление Индии прав доминиона.
Положение Индии во время Первой мировой войны. Как только началась война, потенциал Индии был использован Великобританией в своих интересах. Сотни тысяч индийцев отправлялись на фронт, многие из них привлекались для тыловых работ. Богатства недр, сельскохозяйственная продукция снабжали промышленность и население метрополии. Возросли ставки налогов, налагаемых на крестьян и ремесленников. Суровые меры принимались в отношении тех, кто не мог своевременно уплатить налоги. В 1915—1916 гг. английские власти в Индии заставляли сдавать женские золотые украшения. Десятки тонн ‘золота плача’, как назвали эту акцию в Индии, где издревле сложился обычай передавать фамильные украшения от матерей к дочерям, перекочевали в сейфы лондонских банков. Материальное положение индийцев резко ухудшилось. Миллионы разорившихся крестьян уходили в города в поисках работы. Нищенское существование стало уделом масс. В Бенгалии, Бихаре и других районах от голода погибли несколько миллионов человек.
Горожане страдали от недостатка продовольствия, дороговизны. Рабочий день повсеместно был продлен с 12 до 14 часов в сутки. Сокращалась средняя продолжительность жизни, в те годы она не превышала 30—34 лет. Несмотря на эти трудности, в годы войны производственные мощности Индии значительно возросли. Хотя английский капитал контролировал экономику страны, активизировались местные предприниматели. Их участие в сфере торговли, банковского дела, в производстве заметно расширилось. Особенно быстрыми темпами развивались легкая и пищевая промышленность.
Такие представители индийской буржуазии, как Тэта, Бирла и другие, владели банками, металлургическими заводами, фабриками по выработке тканей, шахтами и т.д. С началом войны в стране были запрещены стачки, забастовки. Эти меры нашли одобрение со стороны индийских торгово-ростовщических кругов и предпринимателей. Но преодолеть противоречие между английским империализмом и индийской национальной буржуазией колониальным властям не удалось.
В 1916 г. началось национально-освободительное движение. Участники требовали улучшения жизненных условий и предоставления прав на самоуправление, отмены налогов. В Бомбее, Калькутте, Карачи, в сельских местностях Бенгалии, Пенджабе, Гуджарате организовывались демонстрации. Их поддержали съезды ИНК и МЛ, состоявшиеся в г. Лакхнау. Развертыванию национально-освободительного движения способствовало возвращение в Индию из Южной Африки М. К. Ганди (1869—1948 гг.), который вскоре стал бесспорным лидером ИНК. Вокруг него группировались как левые, так и правые деятели. Его призывы к массовым антиколониальным акциям, кампании гражданского неповиновения иностранным властям нашли отклик среди обездоленных индийцев. Эта форма борьбы получила название сатьяграха — упорство в истине.
Тогда же выдвинулся М. А. Джинна, ставший лидером МЛ. Он поддерживал лозунг единства мусульман с индусами.
Индия после Первой мировой войны. Как известно, после окончания войны освободительное движение охватило многие страны. Этому содействовали как внутренние, так и внешние факторы, в том числе свержение власти эксплуататоров и установление Советской власти в России.
В 1917—1923 гг. борьба развернулась во всех частях Индии. Основной движущей силой антиколониальной борьбы были крестьяне. Но в ней активное участие принимали и горожане: рабочие, ремесленники, интеллигенция, национальная буржуазия. Население добивалось предоставления независимости. В стране был сформирован Общенациональный антиимпериалистический фронт.
В этих условиях англичане прибегли к ‘политике кнута и пряника’. Было объявлено о проведении реформ Монтегю-Челмсфорда, предусматривавших некоторое расширение участия индийцев в органах власти. Часть индийской буржуазии и либеральных помещиков встретила их одобрительно. Одновременно были введены законы Роулетта, которые давали полиции право использовать оружие для подавления забастовок и волнений—13 апреля 1919 г. английские власти расстреляли мирный митинг в г. Амритсар (Пенджаб), при этом погибли несколько сотен человек, около 2 тыс. были ранены.
Весть о расстреле в Амритсаре вызвала возмущение по всей стране. Многие города, сельские районы были охвачены шествиями, забастовками. Только влиянием Ганди можно объяснить, что тогда не произошло кровопролитие. ИНК отказался принимать участие в выборах законодательных собраний. Летом 1920 г. в стране была проведена первая общеиндийская кампания гражданского неповиновения. Ее успех привел к росту численности ИНК до 10 млн. человек.
В такой накаленной обстановке в деревне Чаура-Чаури в феврале 1922 г. в ответ на стрельбу полицейских крестьяне организовали осаду полицейского участка и сожгли его. Ганди посчитал, что условия сатьяграхи нарушены, и выступил за прекращение кампании. Это привело к спаду освободительного движения; ИНК приступил к проведению в жизнь ‘конструктивной программы’. К сожалению, МЛ не поддержала ни халифатистское движение, ни сатьяграху. Между двумя партиями начался раскол.