Этрусский религиозный культ

      Из этрусских божеств особой известностью пользовались две троицы. К первой принадлежали Тиния, Уни и Менрва; впоследствии она превратилась в римскую капитолийскую троицу (Юпитер, Юнона и Минерва).
РИС 13 Аполлон из Вей
      Вторая троица состояла из божеств подземного царства (Мант, соответствующий греческому Дионису, или Гадесу, Мания, или Персефона, и, наконец, божество земли, соответствующее греческой Деметре). Тиния считался верховным божеством неба. При нём был совет из двенадцати высших богов и других божеств низшего ранга. Небо, по этрусскому учению, разделено на 16 областей, в каждой из которых обитает особое божество. Почиталось этрусками и божество моря, а также божества других природных стихий; больше, чем у других италийских народов, была развита у них демонология. Этрусские аристократы, занимавшиеся морским разбоем и обитавшие в недоступных замках, населили природу мрачными существами, требующими умилостивления.

      Этрусский религиозный культ представлял собой сложную и развитую систему, оказавшую влияние на соседние народы. Наряду со сложной системой наблюдений над окружающими явлениями природы, по которым, по верованиям этрусков, можно предугадывать будущее и познавать волю богов, в культе этрусков сохранялись черты первобытных обрядов вплоть до человеческих жертвоприношений.

      Искусство этрусков истолковывать божественную волю пользовалось особой известностью. Этрусским прорицателям, гаруспикам, приписывалось умение определять будущее по внутренностям жертвенных животных, по ударам молнии и другим явлениям природы. Так.создалось особое учение, disciplina etrusca, кодифицированное во II в. до н. э.
РИС 14 Демон смерти уносит душу. Этрусская живопись 6 век до н.э.
      Политическое усиление Этрурии относится ко второй половине VII и к VI в. до н. э. В VI в. до н. э., во времена этрусского могущества, владения этрусков доходили на севере до Альпийских гор, на юге они включали Лаций и Кампанию. В самом Риме в VI в. утвердилась династия Тарквиниев, в Кампании центром этрусского влияния стал город Капуя.

      Этрусский город Адрия дал название всему морю, омывающему полуостров. Начало распада «этрусской державы» относится к концу VI в. до н. э. Ослабление её могущества было вызвано как внутренними, так и внешними причинами. Этрусская федерация никогда не была прочной. Между городами происходило постоянное соперничество. Не могло быть внутреннего мира и в отдельных этрусских центрах, благосостояние которых покоилось на чрезмерной эксплуатации низших слоев населения.

      С течением времени изменилось и внешнее положение этрусской державы. Отношения между греками и этрусками никогда не были мирными и всё более обострялись по мере продвижения этрусков на юг, в Кампанию. Этруски находились в союзе с карфагенянами, вечными соперниками греков. Но конец VI и начало V в. характеризуются усилением политической активности греков во всём Средиземноморье. Одновременно с этим происходит и борьба италийских народов за освобождение от этрусской гегемонии. На севере этрускам пришлось вести тяжёлую борьбу с пришедшими в движение кельтскими племенами.


      Территория этрусской державы уменьшалась, ослаблялась и внутренняя связь между городами, входившими в этрусскую федерацию. Однако этруски продолжали играть доминирующую роль в области культурного развития Италии вплоть до начала IV в., лишь с этого времени они уступают своё место соседним племенам, особенно римлянам, могущество и культурная роль которых усиливались. В середине I в. до н. э. этрусская народность потеряла всякое значение, а вскоре был забыт и этрусский язык.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *