Чехия в XIV веке

      3. Положение крестьян и городских бедняков. Но подъем хозяйства не принёс облегчения народу. Наоборот, гнёт феодалов и городских богачей усилился. Крупные чешские землевладельцы — паны — утопали в роскоши. От них не хотели отставать и рыцари. Писатель того времени говорил: «Все хотят быть панами, ибо легко ездить на толстых конях, грозить простым людям, обдирать их, как липку, всегда хорошо есть и обильно пить».


      В чешской деревне в XIV веке существовали все три вида повинностей — барщина, оброк продуктами и денежный оброк.
      Феодалы увеличивали денежный оброк. В ряде областей росла и барщина. А в некоторых документах говорилось, что крестьяне «должны работать на пана, когда пану будет угодно их позвать». За малейший проступок крепостных подвергали побоям и истязаниям. Крестьянину, пойманному ночью вблизи господских снопов, грозила смертная казнь.
      В городах росло число бедняков, они составляли почти половину городского населения. У входов в храмы толпы голодных людей выпрашивали подаяние.

      4. Засилье чужеземцев. Богатства, созданные чешским народом, манили немецких феодалов. Выходцы из немецкой знати поступали на службу к чешским королям, занимали при дворе высокие должности и становились крупными землевладельцами. Они жестоко угнетали чешских крестьян. Пользуясь своей близостью к королю, немецкие феодалы, как и чешские паны, всячески притесняли рыцарей, часто даже отнимали у них землю. Многие чешские рыцари служили в наёмных армиях у себя в стране или за границей, другие занимались разбоем на дорогах.
      В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Они захватывали в свои руки городское самоуправление. В Праге до середины XIV века в городском совете не было ни одного чеха. Чешские ремесленники и торговцы добивались участия в городском управлении. В этой борьбе их поддерживали и бедняки, так как они терпели особенно жестокий гнёт со стороны немецких богачей. В руках немцев оказались и рудники Чехии.
      Владельцы шахт наживали огромные богатства за счёт изнурительного труда чешских рудокопов.
       Немцы насаждали в Чехии свой язык, свои обычаи. Они полностью хозяйничали даже в Пражском, университете, оттеснив чехов. Чешский народ оказался в кабале у чужеземцев.

Прага

      Современники говорили, что «чех живёт в своей стране, как изгнанник».
      5. Гнёт церкви. При поддержке римского папы в Чехию проникало немецкое духовенство. Среди епископов и аббатов было немало немцев. Церковные феодалы захватили около половины самых плодородных земель в стране. Главе церкви в Чехии, архиепископу пражскому, принадлежало 14 городов и 900 сел.
      Церковные феодалы в Чехии, как и повсюду, были самыми жестокими угнетателями крестьян. Все население вносило церкви десятину и оплачивало многочисленные церковные обряды. Это вызывало недовольство и богатых горожан, так как сокращало их доходы. Они хотели ослабить могущество католической церкви и отнять у неё богатства. Чешские феодалы с завистью смотрели на обширные поля епископов и монастырей. Они не прочь были округлить свои владения за счёт церковных земель.
      Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство пересылало в Рим. В поговорку вошла продажность католического духовенства. Говорили, что в Риме продают церковные должности, как свиней на рынке. «Если бы Христос пришёл в Рим, с ним не стали бы говорить без взятки», — гласила народная молва. Католическая церковь грабила богатую Чехию.

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Почему Германия оставалась раздробленной страной, в то время как во Франции и в Англии образовались централизованные государства?
      2. Почему подъем хозяйства в Чехии привёл к усилению феодального гнёта? В каких странах происходило то же самое? Чем вы объясните это совпадение?
      3. Выполните задание, поставленное в начале параграфа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *