Антонин Пий (138—161 гг.)

      Преемник Адриана Тит Элий Антонин, подобно Траяну и Адриану вышел из среды провинциалов. Семья его происходила из галльского города Немауза (Нима). Это был один из богатейших сенаторов, близкий ко двору императоров. Адриан усыновил его незадолго до своей смерти, когда Антонину было более 50 лет.

      Отношение его к приёмному отцу, к римским религиозным обычаям и традициям выражено было в наименовании Pius (Благочестивый), вошедшем в состав имени Антонина. Больше, чем Адриан, импонировал он устремлениям сенаторской знати своим происхождением, образом жизни и мировоззрением. Дошедшие до нашего времени характеристики дают его идеализированный образ. Антонин предоставлен человеком разумным и уравновешенным, не теряющим никогда спокойствия духа, прямым и постоянным, презирающим пустую славу. Про него говорилось, что он отличался трудолюбием, был щедрым по отношению к другим и вместе с тем скромным в своих потребностях.


      Принципами его правления были aequitas, feli-citas, fides (справедливость, счастье, верность). Но всё это качества идеального правителя, а не реального человека.

      Антонину удалось упрочить то, что сделано было его предшественниками. О каких-либо новых его мероприятиях нам известно мало. Римская империя во времена Антонина пользовалась миром, экономическое её положение достигло высокого уровня. «При нём наблюдается процветание провинций, строгий надзор над их правителями».

      Настроение привилегированных слоев провинциального населения выражено в речи греческого философа Элия Аристида, который говорит о мире, счастье и процветании всей Империи, расширившей свои границы до пределов мира и управляющейся наподобие хорошей семьи.

      Надписи называли Антонина божеством, спасителем человеческого рода, Зевсом Елевферием, Сотером. Но всё это утверждения привилегированных групп населения. О настроении широких масс населения известно очень мало. В 162 г. произошло восстание иудеев, о котором нам мало известно. В это же время вспыхнуло восстание в Ахайе. Волнения в Египте в 152—153 гг. отразились на доставке в Рим зерна, а это обстоятельство вызвало волнения и в столице, так что сам император подвергался опасности. Чтобы успокоить толпу, Антонин организовал на свой счёт раздачи вина, муки и масла беднейшей части населения.

      Во внешней политике Антонин Пий придерживался принципов своего предшественника. Он стремился к миру и, по словам его биографа, повторял изречение Сципиона: «Лучше сохранить жизнь одного гражданина, чем убить тысячу неприятелей». Римская империя сохраняла свой престиж. Об этом свидетельствуют посольства из Индии, Парфии и Гиркапии. Антонин Пий отказался возвратить парфянскому царю Вологазу III трон, отнятый Траяном. Дипломатическим путём ему удалось предотвратить вторжение парфян в Сирию. В Причерноморье он оказал поддержку городу Ольвии и победил аланов.

      Антонину пришлось вести войну в Британии. Севернее Адрианова вала был сооружён новый вал, защищавший римскую границу от новых вторжений.

      Марк Аврелий (161—180 гг.)

      Антонину Пию наследовал Марк Аврелий, усыновлённый им ещё при жизни Адриана.

      Марк Аврелий как философ

      Марк Аврелий принадлежал к фамилии Анниев, происходивших из Испании. Родился он в Риме и рос в кругу людей, близких к императору Адриану. Марк Аврелий известен как выдающийся представитель стоической философии. Взгляды свои он изложил в заметках, носящих название «К самому себе», найденных и опубликованных после смерти императора. В основе его философии лежит самоанализ, благодаря которому человек должен найти пути к самоусовершенствованию и вести жизнь сообразно законам природы.


      Общественная жизнь всех времён кажется Марку Аврелию монотонной и однообразной. «Помни, всегда, что всё, что теперь происходит, происходило и прежде и всегда будет происходить… Вспомни, например, весь двор Адриана, и весь двор Антонина, и весь двор Филиппа и Александра и Креза. Повсюду всё было то же самое, только действующие лица были другие». Усталость и сомнение звучат в его словах, касающихся возможности совершенствования политического строя. «Не мечтай о платоновской политии; будь доволен, если тебе удастся хотя что-нибудь, и смотри даже на такой успех как на немалую вещь».

      Марк Аврелий вёл воздержанный образ жизни, отличался трудолюбием, пунктуальным выполнением своих обязанностей; он много времени уделял судам и в последний период жизни много времени провёл в походах.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *