Значение реформ Диоклетиана. Правление Константина Великого.

      1 мая 306 г. Диоклетиан в Никомедии, а Максимиан в Милане отказались от власти. Диоклетиан удалился в город Солоны, в Иллирии, где был построен великолепный дворец. Галерий и Констанций Хлор были провозглашены августами, причём место удалившегося Диоклетиана занял Галерий, назначивший по своему усмотрению двух цезарей.

      Диоклетиану первому после Септимия Севера удалось удержать власть в течение длительного времени. Ни христианские памятники, ни скудные и отрывочные данные исторических писателей, ни юридические документы не выделяют каких-либо его индивидуальных черт. Многообразная законодательная деятельность Диоклетиана свидетельствует об его энергии и инициативе.


      Несомненно, что Диоклетиан был политиком консервативного направления. Он стремился восстановить былую славу «Вечного Рима», но римские политические традиции утратили своё значение, и ему в отличие, от Августа пришлось порвать с тем идеологическим наследием Римской республики, которое сохранялось ещё в III в. Идеи реформ Диоклетиана не новы; во многих случаях он имел своих предшественников. Им учтены были основные тенденции римского развития; был принят во внимание и опыт персидской монархии.

      Со времён Диоклетиана императорская власть безоговорочно признаётся абсолютной. Управление осуществлялось через развитый бюрократический аппарат; снабжение армии, бюрократии, столицы базировалось на натурально-хозяйственной основе. Армия была приспособлена к ведению войн на границах и внутри Империи.

      Борьба за императорскую власть после Диоклетиана

      Разделение власти между четырьмя императорами должно было, по мысли Диоклетиана, войти в систему. Однако система эта отнюдь не гарантировала политического единства и не предотвращала междоусобных войн, поскольку цезари и августы распоряжались войсками и могли использовать их в борьбе с политическими противниками.

      Борьба между Константином и Максенцием

      Мир был нарушен в 306 г., когда в Британии после похода против северных племён умер Констанций Хлор. Войска провозгласили императором сына его Константина, которого Галерий признал цезарем. Но вскоре в Риме, где Галерий ввёл всеобщее обложение, плебс и войска провозгласили императором Максенция, сына Максимиана. После этого вспыхнула борьба, в которой принял участие и сам Максимиан, погибший в 310 г., и Галерий, умерший в 311 г. После их смерти борьба продолжалась ещё несколько лет и закончилась победой Константина. В союзе с Валерием Лициниапом Лицинием он победил Максенция.

      Битва у Мульвийского моста.

      Битва между Константином и Максенцием произошла подле стен Рима, у Мульвийского моста. Победу одержал Константин; Максенций при отступлении утонул в Тибре (312 г.).

      Максенций был известен своим отрицательным отношением к христианству. Константин же, как и его отец, был сторонником веротерпимости. Сложилась легенда, что перед битвой Константин видел крест с начертанными словами: «Сим победиши» (по-гречески touto nika).

      Так называемый Миланский Эдикт

      В 313 г. в Милане Константин и Лициний совместно опубликовали распоряжение (известное под названием Миланского эдикта) о свободном исповедании христианства. Христиане отныне пользовались теми же правами, что и приверженцы других религий.

      Константна и Лициний.

      После победы над своими противниками Константин и Лициний правили совместно в течение десятилетия. В 324 г. между ними началась война, закончившаяся поражением Лициния, который был сослан в Фессалоники, а затем убит. После этого до своей смерти (337 г.) Константин (полное имя его — Флавий Валерий Константин) правил Империей совместно со своими сыновьями.

      Религиозная политика Константина

      Религиозный вопрос в борьбе за власть между Константином и его соперниками играл немаловажную роль. Константин, хотя он не был ещё христианином, показал себя последовательным покровителем новой религии, и христианство со времени Миланского эдикта очень быстро из религии гонимой превратилось в религию господствующую. Христианская церковь освятила порядки римского государства, своим авторитетом оправдывая императорскую власть.


      С другой стороны, и центральная власть уже со времён Константина начала принимать деятельное участие в церковных делах. Борьба по различным догматическим вопросам была обычной в истории христианства чуть ли не с самого момента его возникновения. В этой борьбе находила отражение социальная борьба, которая происходила внутри церкви, объединяющей различные социальные элементы.

      Эти споры не прекратились, а, наоборот, усилились, когда христианская церковь получила официальное признание. Нередко епископы обращались к императору за разрешением отвлечённых догматических вопросов. Константин, равно как и его преемники, считал, что единству Империи должна соответствовать и единая церковь, в которой не может существовать разномыслие, и поэтому принимал деятельное участие в обсуждении церковных споров. С этого времени вопросы догматики стали рассматриваться как государственные.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *