Законы Двенадцати таблиц, законы Канулея.

     Вызванный должен явиться в суд. Законы Двенадцати таблиц начинались словами: «Если вызывают на суд, пусть идёт» (Si in jus vocat, ito). Власти, однако, не принимают мер к вызову ответчика; истец должен привести его сам. Суд представляет собой прежде всего состязание, государственные органы регулируют судебный процесс и выступают как бы в роли третейского судьи. Однако законы Двенадцати таблиц предполагают обязательное исполнение решений, вынесенных судебной властью.


     Законы Двенадцати таблиц свидетельствуют об успехе светского права (jus), но вместе с тем судоговорение обставлено рядом формул и обрядов, несоблюдение которых может привести к потере иска.

     Законы Двенадцати таблиц в своих установлениях отражают развитие обмена. Им известен один из основных способов приобретения собственности — манципация.

     Это был особый обряд, который предполагал обязательное присутствие приобретателя вещи и прежнего собственника (отчуждателя). Кроме того, должны были присутствовать пять совершеннолетних граждан в качестве свидетелей и шестой, державший медные весы. Приобретатель, касаясь рукой передаваемого предмета, ударял кусочком меди (символизировавшим плату за вещь) о весы, передавал его отчуждателю и произносил определённую формулу.

     Законам Двенадцати таблиц известно разделение всех вещей на две категории: вещи, отчуждаемые путём манципации (res mancipi), и вещи, которые нельзя было передавать путём манципации (res пес mancipi).

     Определение этих понятий известно нам из сочинений юристов императорского периода. Они относили к первой категории (res mancipi) недвижимые имущества (земли и строения) в пределах Италии, рабов и четвероногих животных, служивших для перевозки тяжестей (лошади, быки, ослы и мулы), и сельские сервитуты (право проходить, прогонять скот и проводить воду через соседний земельный участок).

     Прочие вещи относились к res nес mancipi; они не могли передаваться посредством манципации. Всё это свидетельствует о развитии частной собственности в первую очередь на вещи крестьянского обихода.

     В эту эпоху зарождается понятие о неограниченной квиритсной собственности (dominium ex jure Quiritium), которая, как учили позднейшие юристы, может быть только у римлян и которая охраняется ранними римскими законами. Нарушение собственности жестоко карается.

     Тот, кто травил или жал в ночное время чужое поле, обработанное плугом, обрекался в жертву подземным богам и предавался смерти. Смертная казнь угрожала поджигателям и тем, кто совершал кражу в ночное время. За кражу, совершённую днём, за самовольные порубки и другие преступления подобного рода налагался большой штраф.

     Законы Двенадцати таблиц признают свободу завещаний. Однако принцип коллективной (родовой) собственности продолжал ещё существовать. Если римский гражданин умирал без завещания, по законам Двенадцати таблиц, ему наследовали «его наследники» (sui hered.es), под которыми разумелись лица, находившиеся непосредственно под отеческой властью умершего.

     Если наследников не было, имущество переходило к ближайшим агнатам, а если не было агнатов, то к сородичам (gentiles). О коллективной государственной земельной собственности (ager publicus) законы Двенадцати таблиц не упоминали.

     Значительное внимание уделяют законы Двенадцати таблиц долговому праву. Древнейшим видом долгового обязательства была кабала, самозаклад. По этому обязательству должник (nexus), если он не выплачивал долга, подпадал под власть кредитора, который вступал во владение имуществом и детьми должника.

     Формально nexus отличался от других рабов тем, что получал свободу, как только выплачивал долг. Несмотря на всю жестокость долгового права, законы Двенадцати таблиц ограничивают процент, устанавливая максимум в 87°/о годовых.

     Законы Двенадцати таблиц касаются и семейных отношений. Отец семьи (pater familias) пользуется неограниченной властью. Он может продавать своих детей в рабство. Правда, сына можно было продавать в рабство лишь три раза. Если после этого сын получал свободу, он выходил из-под власти отца.

     Законы Двенадцати таблиц знакомят нас с системой наказаний за различные проступки. Наряду со старинным талионом (talio — возмездие) упоминаются штрафы. Штрафы эти взимаются в ассах, которые в то время представляли собой куски меди (aes rude). В законах Двенадцати таблиц отразилась имущественная диференциация римского общества. Они говорят о богатых (assidui) и бедных (proletarii).

     Основ государственного строя законы Двенадцати таблиц не касаются, но ими устанавливается целый ряд мероприятий полицейского характера (запрещение погребений внутри города, установление ширины дорог и т. д.).

     Текст законов Двенадцати таблиц до нас не дошёл. Содержание их восстанавливается на основании ссылок различных римских писателей и юристов. Некоторые исследователи относят Двенадцать таблиц к более позднему периоду (Пайс — к началу III в., а Ламберг — даже к началу II в.), но архаизмы языка в дошедших до нас цитатах из Двенадцати таблиц, примитивные формы отношений (например, принцип талиона) говорят за то, что они действительно могут быть отнесены к раннему периоду.

     Однако не исключена возможность влияния на римские правовые отношения более развитых южноиталийских греческих законодательств. Законы Двенадцати таблиц отражают социальные отношения римского общества в момент перехода его к рабовладению.

     Рабство получило уже широкое распространение. Оно может быть распространено на граждан, даже на членов семьи, вместе с тем оно сохраняет ещё патриархальный характер.

     Развивается частная собственность, но внедрение её в гражданскую жизнь тормозится наличием собственности коллективной, родовой.

     Законы Двенадцати таблиц подтверждали старинное запрещение браков между патрициями и плебеями. По данным традиции, лишь в 445 г. по закону, предложенному трибуном Канулеем, это запрещение снималось, и браки, заключённые между патрициями и плебеями, признавались законными.

     Второй законопроект Канулея предусматривал избрание консулов из плебеев, законопроект этот не прошёл, но с 444 г. вместо консулов стали избираться военные трибуны с консульской властью.


     Эта должность была доступна плебеям. Сначала военные трибуны избирались не каждый год, выборы их чередовались с выборами консулов, но в начале IV в. до н. э. военные трибуны заменили консулов на довольно долгое время.

     Законом Канулея заканчивается первый период борьбы между патрициями и плебеями.

     Успехи плебеев обусловлены прежде всего их возросшей экономической мощью и ролью их в армии, но отчасти успехам плебса способствовало и то, что между патрицианскими родами не было согласия. Отдельные роды ведут даже самостоятельную внешнюю политику. Так, в 477 г. в борьбе с Бейями погибло 306 Фабиев, пытавшихся, очевидно, независимо от государства основать колонию. По исследованию Моммзена, с начала Республики до середины V в. исчезло не менее 20 патрицианских родов. Это объясняется, главным образом, борьбой между отдельными родами патрициев. После закона Канулея происходит консолидация патрициата в борьбе с плебсом, благодаря чему распри и столкновения между родами смягчаются.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *