Христианство и Римская империя. Гонения на христиан

      Особенно отчётливое выражение находит оно в гностицизме. Гностицизм происходит от греческого слова гносис (знание), но под знанием гностики разумели не рационалистическое познание мира, а познание божества, которое достигается при этом не логическим путём, а путём мистического слияния с божеством, мистического проникновения в тайны мироздания.

      Гностики стремятся сочетать христианские принципы с различными элементами иранской мистики, вавилонских астральных учений и т. д.; и таким путём хотели они преодолеть те традиционные иудейские представления, которые сохранялись в христианстве. Василид, например учит, что «сначала от нерождённого отца родился Разум, а от него родился Логос (слово), а затем от Логоса — Суждение, а от Суждения — Мудрость и Сила, а от Силы и Мудрости родились Доблести, Начала и ангелы, которых он называет первыми, и ими создано первое небо». Христос представляется гностиками отвлечённым началом, Логосом, Эоном (эон по-гречески — век); некоторые из них отрицают возможность воплощения Христа, другие признают воплощение и смерть лишь видимостью. Существовало много разнообразных гностических течений.


      Восторжествовавшие в конечном счёте принципы не были какими-то заранее сформулированными положениями. Они вырабатывались в ходе борьбы, и немало заимствовано было у противников. Победило то среднее течение, которое возглавлялось монархическим епископатом.

      Борьба внутри церкви сочеталась с борьбой христианства с язычеством и оплотом язычества — римской государственной властью. Отношение ранних христиан к Римской империи не было где-нибудь вполне определённо выражено. «Отдавайте Кесарево — Кесарю, божье— богу», — такой ответ даётся в Евангелик. В «Посланиях» проповедуется подчинение властям, так как «нет власти, которая была бы не от бога».

      Автор одного из посланий просит молиться за царя и за всех, кто находится у власти. Но, повидимому, не все христиане были так же лойяльны, как авторы этих положений. «Апокалипсис» носит определённо антиримский характер, и это был, повидимому, не единственный оппозиционный документ. Отрицательное отношение ко всему, что связано с языческим культом, создавало известную отчуждённость христиан, которые не принимали участия в муниципальной жизни, в жизни коллегий, не справляли общих праздников, не участвовали во всяких процессиях и т. д.

      Всё это вызывало отрицательное отношение к христианству со стороны господствующих групп римского населения, которое усугублялось ещё тем, что большинство общин принадлежало к низшим слоям общества, а сама христианская проповедь утверждала всеобщее равенство людей перед богом.

      Христианам приписывались убийства младенцев и причащение их кровью. Про них рассказывали, что во время молитвенных собраний в определённые моменты тушатся светильники, и это является сигналом для общего разврата. Распространялись слухи, что отступничество христиан от богов и тайное колдовство вызывают общественные бедствия (мор, засуху и т. д.). Несомненно, что среди противников христианства большую роль играли их конкуренты— жрецы различных культов, ремесленники, изготовлявшие разнообразные предметы языческого культа, гадатели и пр. Столкновения между христианами и их противниками кончались нередко убийством наиболее стойких и фанатичных христиан. Правительственная власть принимала обычно сторону преследователей христианства. Таким образом возникают гонения на христиан.

      Христианство представлено его сторонниками как религия гонимая, и позднейшая христианская традиция преувеличила и число гонений и количество погибших во время них, но нет оснований сомневаться в том, что гонения начались ещё в ранний период христианской истории. Тацит рассказывает, что в 64 г., желая отвлечь от себя подозрения в поджоге Рима, Нерон «предал мучительной смерти тех, кого чернь называет христианами».

      По словам того же историка, «огромное множество» (multitudo ingens) христиан предано было мучительной смерти. Вполне возможно, что Тацит, основываясь на том, что он знал о современных ему христианах, преувеличивал размеры гонений, но самый факт преследования христиан нет оснований отрицать. Он подтверждается Светонием, который говорит: «Подвергнуты были казням христиане, люди, придерживающиеся нового зловредного суеверия».

      Какого-либо закона, направленного специально против христиан, не существовало. Христиане привлекались по обвинениям главным образом в безбожии (поскольку они отказывались принимать участие в официальных культах), в оскорблении величества (поскольку христиане не приносили жертв перед статуей императора), а также в тех тайных преступлениях, какие приписывала им молва.

      Преследование начиналось большей частью фанатичной толпой, которая вдохновлялась, может быть, жрецами. Иногда в связи с общественным бедствием правитель провинции присуждал христиан к смертной казни. В позднейшей христианской традиции рассказывается, что мученики за веру отказывались приносить жертву, отказывались назвать имена единоверцев и на вопрос судей отвечали открыто: «Christianus snm» (Я христианин). Христиан подвергали самым суровым наказаниям: отдавали на растерзание зверям, сжигали, побивали камнями. Одно из таких гонений произошло в Лугудуне (Лионе) в 177 г., в правление Марка Аврелия, когда погибло, по данным Евсевня, 48 христиан.


      Гонения не ослабили христианские общины. Религиозпый фанатизм приводит даже к «жажде мученичества». Память погибших свято чтилась в общинах; оставшиеся в живых исповедники пользовались большим авторитетом. Среди известной части христианства появляется мысль о возможности примирения церкви и государства. Это находит отражение в так называемой апологетике.

      Периоды гонений чередовались с временем относительной веротерпимости. Христианские общины не преследовались, они не отличались от других коллегий мелких людей (collegia tenuio-rum), какие были широко распространены, да и в самом устройстве христианских общин было немало общего с коллегиями.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *