Христианская литература во второй половине IV в.

      Большим влиянием пользовалась церковная литература, как латинская, так и греческая. Тематика её более или менее определёниая: разбор догматических вопросов, опровержения учения язычников и еретиков, вопросы церковной дисциплины, всякого рода поучения и т. п. Авторы были хорошо знакомы с риторикой; многие проповеди христианских епископов составлены по всем правилам античного красноречия.

      IV век отмечен развитием греческого христианского красноречия. Догматические споры, возникшие в связи с арианством, были внешним толчком, способствовавшим развитию христианского ораторского искусства. Сам Арий был хорошим оратором и поэтом. Противник его епископ Александрийский Афанасий (295—373 гг.) в своих речах следует аттическим образцам.


      Во второй половине IV в. греческое христианское красноречие приобретает большое изящество. Епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (331—379) учился в молодости у Гимерия и Либания. Проповеди и письма его отмечены оригинальностью построения и живостью языка. Видным оратором был друг Василия Григорий Назианский (338—390 гг.). Блестящим христианским оратором был епископ Константинопольский Иоанн, прозванный впоследствии Златоустом (около 345—407 гг.).

      Проповеди Иоанна вызывали недовольство и высшего духовенства и двора, но вместе с тем он пользовался широкой популярностью; природный дар красноречия соединяется у него с тщательной обработкой речей. Как и на других христианских ораторов, на Иоанна оказала влияние поздняя софистика.

      Из западных отцов церкви, писавших на латинском языке, следует отметить современника Диоклетиана Цецилия Фирмиана Лактанция, которому принадлежит большое произведение «Божественные установления» (Divinae institutiones), ему же приписывается трактат «О смерти гонителей» (De mortibus persecutorum), в котором доказывается, что все те, кто преследовал христиан, погибли мучительной смертью.

      Плодовитым писателем был епископ Медиоланский Амвросий (ок. 335—397 гг.). Произведения его касались разнообразных религиозных вопросов: он давал толкования канонических книг, составлял поучения, писал догматические произведения. В том же направлении развивалась и литературная деятельность Иеронима (ок. 348—420 гг.) из Стридона (в Далмации). Ему принадлежит ряд исторических произведений и переводов с греческого.

      Исключительным влиянием как при жизни автора, так и после его смерти пользовались труды Аврелия Августина, епископа города Гиппона Регия (в Африке), жившего с 354 до 430 г. Августин оставил значительное литературное наследство, состоящее из проповедей, писем, трактатов разнообразного содержания. Особой известностью пользовались его произведения — «Исповедь» (Confessiones), где Августин указывает мотивы, приведшие его в христианскую церковь, и «О граде божьем» (De civi-tatedei), одно из самых популярных произведений в эпоху средних веков.

      Архитектура и искусство

      В искусстве поздней Империи, так же как и в литературе, есть черты упадка, но упадок этот сказывается не сразу и не во всех областях. Архитектура времён Диоклетиана и Константина отличалась монументальностью и стройностью. Эта эпоха не дала новых принципов строительного искусства, но она развивала то, что было унаследовано от предыдущего периода. Термы Диоклетиана в Риме превосходили термы, выстроенные Каракаллой. Константин украсил Рим новыми сооружениями, но особое внимание уделено было Констаптинополю, вновь построенной столице.

      Преемники Константина продолжали строительство нового города. Новым типом сооружения был христианский храм, прототипом которого служила во многих случаях древняя римская Оазидика, Больше заметны черты упадка в изобразительном искусстве. Скульптурные изображения императоров грандиозны по своим размерам. Они поражают зрителя своей величиной, внушают ему уважение, если даже не страх, перед изображённым императором; но в них нет спокойствия, простоты и величия, какие свойственны скульптурным изображениям времён Антонинов.

      В живописи и мозаике этого времени много условных черт; наряду с хорошо схваченными живыми чертами попадаются грубые изображения, свидетельствующие об упадке вкуса и мастерства.

      Широко развивается вместе с тем христианское искусство. Вырабатываются под различными языческими влияниями типы изображений Христа, богородицы и христианских святых. Христианская живопись и мозаика постепешго освобождаются от традиционных (языческих) форм и приобретают оригинальные черты. Появляются различные школы христианского искусства.


      Наибольшее значение имела византийская школа, которая создалась под влиянием восточно-римских художественных форм. Особенно важно было влияние Египта: египетская портретная живопись, несомненно, отразилась на византийском иконописном мастерстве. Римская культура имела многовековое прошлое. Для сторонников языческой культуры характерно преклонение перед стариной.

      Что же касается христиан, то лишь немногие из них признавали ценность старой культуры. Фанатичные представители христианской иерархии нередко разрушали античные памятники, считая их греховным соблазном.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *