Возникновение христианства

      Из всех религиозных систем, распространявшихся в пределах Римской империи, особенное значение приобрело христианство, превратившееся во всемирную религию и передавшее последующим векам некоторые элементы античной культуры.

      Христианство возникает в I в. н. э. Сохранившаяся ранне¬христианская литература появилась сравнительно поздно; большая часть произведений возникла в то время, когда христианство было сложившейся организацией, причём те произведения, которые вошли в так называемый Новозаветный канон, представляют собой результат отбора, результат борьбы, происходившей между определёнными группами внутри церкви.


      Первая последовательная история христианства, история христианской церкви кесарийского епископа Евсевин, появилась в IV в. и в части своей, касающейся первых веков христианства, написана не по документам, а на основании преданий. В раннехристианских памятниках поэтому легенда и действительность переплетаются самым причудливым образом.

      Происхождение новозаветного канона

      Каковы были контуры раннехристианского учения, можно восстановить по некоторым христианским памятникам. Наиболее ранним из них является «Апокалипсис» («Откровение») Иоанна. Он был написан в конце 67 или самом начале 68 г., во время гражданской войны, после смерти Нерона.

      «Апокалипс» представляет собой иудео-христианское произведение. Автор его упоминает о христианских церквах, но они не отделились еще от иудейских общин. Автор упрекает некоторые из церквей Малой Азии в том, что члены их едят идоложертвенное мясо и «блудодействуют», т.е. вступают в брак с иноверцами.

      Автор дает мистический образ Иисуса, лишённый человеческих черт. Основное содержание книги – это конец мира, последние времена, которые кажутся автору необычайно близкими. «Се, гряду скоро и возмездно мой со мной, чтобы воздать каждому по делам его». Иисусу предшествует появление антихриста и испытание людей. Рим и римские императоры нигде в «Апокалипсисе» не названы, но всё произведение носит явно антиримский характер. Рим фигурирует под аллегорическим названием вавилонской блудницы, которую ждёт суровое наказание.

      За возмездием последует избавление праведников и наступит тысячелетнее царство, после чего будут созданы новое небо и новая земля. «Апокалипсис» был написан на греческом языке, но символика и выражения его близки к иудейской религиозной литературе.

      Наряду с «Апокалипсисом» Иоанна существовали и другие произведения того же жанра. Все они носили эсхатологический характер, т. е. учили о наступлении конца мира.

      Следующий круг произведений — это так называемые «Послания», среди которых особое значение имеют «Послания апостола Павла». В «Посланиях» ещё нет системы нового религиозного учения. Они касаются частных положений догматики, а также разрешают различные вопросы быта малоазийских и македонских, а также коринфской и римской христианских общин. Образ Иисуса Христа носит, так же как и в «Апокалипсисе», мистический характер. Но «Послания» говорят о его воплощении, рождении от девы, о смерти за грехи человечества. Центральный пункт учения Павла — идея искупления смертью Христа грехов человеческого рода и его воскресения из мёртвых.

      Нигде в «Посланиях» нет подробностей о земной жизни Иисуса. «Послания» написаны в то время, когда христианство отделилось от иудейской религии. Автор или авторы их — горячие сторонники проповеди христианства среди язычников. Новая религия получала космополитический характер; «Послания» проникнуты эсхатологическим духом, но в них нет тех картин возмездия, какие рисовались автору «Апокалипсиса».

      Евангелия, рассказывающие о земной жизни Христа, сложились не сразу и составлены из различных элементов. Наиболее древней частью их являются поучения, слова Христа, так называемые «логии»; часть из них была систематизирована, и к ним присоединены были биографические сведения о жизни Иисуса. В канон вошли четыре евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

      Первые три называются синоптическими; в их повествовании о жизни Иисуса много общих черт, хотя они (особенно евангелие от Луки) расходятся в деталях и неодинаковы по стилю. Особняком стоит четвёртое евангелие, от Иоанна. Оно начинается с краткого изложения учения о Логосе. Христос, по учению евангелиста, и был воплощённый Логос. Кроме признанных впоследствии церковью четырёх канонических евангелий существовало много других, апокрифических, и некоторые из них сохранились до наших дней.

      Дату возникновения евангелий определяют различно, но евангельская традиция сложилась не позднее середины II в., так как этим временем датируются отрывки христианских текстов, найденные в Египте (опубликованы в 1935 г.). Они относятся к несколько иной традиции, чем та, которая была принята впоследствии церковью, ибо наряду с текстами, совпадающими почти дословно с евангелием от Иоанна (самым поздним), есть отрывки, которые нельзя отождествить ни с одним из известных текстов, хотя они близки к некоторым из них по содержанию.

      Так создалась биография Иисуса Христа, считающегося основателем новой религии. Согласно новому учению во исполнение иудейского закона и древних пророчеств в одном из иудейских городов чудесным образом от девы Марии рождается младенец, который по достижении зрелого возраста принимает крещение от иудейского проповедника Иоанна, прозванного Крестителем, и посвящает свою жизнь проповеди истинного учения.


      Он учит народ и творит чудеса. Его деяния подтверждали старые пророчества. Но его возненавидели иудейские священники и книжники. Незадолго до праздника пасхи он был выдан своим учеником Иудой, осуждён иерусалимским синедрионом и по приговору римского прокуратора Понтия Пилата распят на кресте. Через три дня Иисус воскрес, явился ученикам, а потом был вознесён на небо. Иисус, по учению евангелистов, был истинный Мессия, Христос. Смерть и воскресение его означали избавление людей от первородного греха.

      К евангелиям примыкают «Деяния апостолов», повествующие о подвигах первых проповедников нового учения. Книга эта создалась сравнительно поздно, но в ней есть ранние элементы. «Деяния» дают нам представления о жизни ранних христианских общин.

      Центральное место отведено в этом произведении апостолу Павлу, который изображается как последовательный сторонник проповеди христианского учения среди язычников.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *