Трибунат Клодия. Изгнание Цицерона из Рима.

      Трибунат Клодия

      На 58 г. консулами избраны были сторонники триумвиров. В числе народных трибунов этого года был Публий Клодий. Так как патриции не могли избираться в народные трибуны, Клодий перешёл в плебеи.


      Он принадлежал к числу той знатной молодёжи, которая в своей общественной деятельности ставила на первый план личные цели, считая оправданными всякие средства.

      Клодий служил в армии Лукулла. Он был недоволен своим начальником и даже пытался поднять против него восстание. Политическую свою карьеру Клодий начал с обвинения Катилины в вымогательстве, хотя обвинение это поддерживал вяло и сам, возможно, был впоследствии в числе его сторонников. В 62 г., во время праздника в честь Доброй богини, на котором могли присутствовать только женщины, Клодий, переодетый в женское платье, пробрался в дом верховного понтифика Юлия Цезаря, где справлялся этот праздник, на свидание к жене его Помпее. Клодия обвинили в святотатстве, но Цезарь отказался поддерживать обвинение и ограничился лишь тем, что послал развод своей жене. Судебное разбирательство дела о святотатстве закончилось оправданием Клодия. В числе тех, кто хотел осуждения Клодия, был Цицерон, и это привело к личной враже Клодия и Цицерона.

      После вступления в должность Клодий принял все меры к тому, чтобы укрепить влияние Цезаря среди низших слоев городского населения. В самом начале 58 г. он провёл четыре закона: один из них отменял плату за хлеб, раздаваемый ежемесячно малоимущему городскому населению; по второму восстанавливались квартальные коллегии (collegia compitalia), бывшие своего рода политическими клубами и закрытые в 64 г. сенатским постановлением во время борьбы с Каталиной, третий закон ограничивал власть цензоров при составлении сенатских списков, чем Клодий привлекал на свою сторону тех сенаторов, которым грозило исключение из сената; наконец, четвёртый закон запрещал высшим магистратам в дни комиций наблюдать за небесными знамениями, так как, несмотря на упадок традиционной религии, оптиматы нередко пользовались старинными правилами и под предлогом неблагоприятных небесных знамений пытались иногда объявлять недействительными принятые законы.

      Клодий окружил себя отрядами, составленными из рабов и низших слоев городского населения, и комиции послушно приняли все его предложения. Клодий был связан с Цезарем и действовал в его интересах, но в своей демагогической политике шёл гораздо дальше, чем его покровитель.

      Изгнание Цицерона

      Клодий внёс законопроект, по которому подлежал изгнанию из Рима всякий, кто без суда казнил римских граждан. Закон этот был направлен против Цицерона, выступавшего против триумвиров и бывшего личным врагом Клодия.

      Сенатское решение о казни катилинариев признавалось, таким образом, незаконным. Цицерон и его близкие принимали все меры к тому, чтобы предотвратить изгнание. Сенаторы и всадники облачились в траурные одежды, сам Цицерон тщетно умолял Помпея оставить его в Риме. Но ничто не помогло, и Цицерону пришлось добровольно уехать из Рима. Законопроект был принят, а через некоторое время Цицерон специальным постановлением был осуждён на изгнание. Дом его на Палатине был разрушен, а место, где он стоял, освящено было Клодием для нового храма богини Свободы.


      Имущество Цицерона было конфисковано, и немалая доля из него перешла к самому Клодию. Катон Младший также был удалён из Рима под благовидным предлогом. Его направили на остров Кипр, который по завещанию египетского царя Александра II (возможно, подложному) переходил к Риму. Катон должен был принять это наследство. Только после того, как Цицерон и Катон оставили Рим, Цезарь отбыл из Италии в свою провинцию.

      К началу 60-х годов I и. до и. э. римляне владели всей Цизалилийской Галлией (Gallia Cisalpina) и утвердились в приморской полосе Транзальпииской Галлии (Gallia Transalpina), но большая часть последней, охватывавшая современную Францию, Бельгию, часть Голландии, большую часть Швейцарии и простиравшаяся к востоку до реки Рейна, оставалась свободной. Она называлась римлянами «косматой» Галлией (Gallia Comata) в отличие от романизированной Галлии, «одетой в тогу» (Gallia Togata).

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *