Теодор Моммзен и его «Римская история»

       Со взглядами Нибура и другими передовыми идеями западно-европейской исторической мысли русскую аудиторию познакомил Т. II. Грановский (1813—1855 гг.), создатель русской школы всеобщей истории. Лекции Грановского были проникнуты верой в прогресс, хотя история, по его взглядам, может избирать иногда извилистые пути; древность, по мнению Грановского, нельзя отрывать от современности, и в новое время возникают те же вопросы, какие волновали древность.


      Грановский дал ряд замечательных образов римского прошлого. С него начинается самостоятельная разработка всеобщей, а в частности римской истории в России. Ученик Грановского П. Н. Кудрявцев (1816—1858 гг.) посвятил специальную работу истории Италии.

      Он написал большую статью, которая знакомит русских читателей со взглядами Швеглера на римскую историю. Ему принадлежит ряд очерков, из которых особенно популярны были «Римские женщины. Сцены по Тациту». После Кудрявцева его. место в Московском университете занял С. В. Ешевский (1829—1865 гг.). Диссертация Ешевского «Аполлинарий Сидоний»4 была посвящена концу античного мира. Ешевский— один из немногих авторов, обративших внимание на социальные движения в конце Римской империи. Его лекции «Центр римского мира и его провинции» давали интересные очерки римской провинциальной жизни. Изучение римских провинций тогда в Западной Европе только ещё начиналось. Ешевский излагает выводы западноевропейских исследователей и высказывает своё мнение о связи Рима (центра) с отдельными провинциями. Он даёт заключение о распространении романизации и её роли в истории западноевропейской культуры.

      В 40-х и 50-х годах усилился интерес к изучению истории Империи. Толчком к этому послужили события во Франции. Сторонники Бонапартов обратили внимание на историю Цезаря, которого Наполеон I считал своим прообразом. Он написал даже небольшое сочинение о войнах Цезаря в Галлии а племянник его Наполеон III издал обширную биографию Юлия Цезаря, в которой знаменитый римский полководец характеризуется как один из самых выдающихся людей мировой истории, которых само Провидение посылает на землю. Увлечение эпохой Цезаря характерно не только для Франции. Оно находит почву и в германских странах.

      Уничтожение пережитков феодализма и воссоединение Германии были тогда самыми актуальными вопросами германской политической жизни. Среди известных групп германских буржуазных деятелей распространяется убеждение, что задачу воссоединения Германии может выполнить только демократическая монархия.

       Эта идея проводится и в получившей широкое распространение «Римской истории» Моммзена. Теодор Моммзен (1817—1903 гг.) был сыном силезского пастора. Он кончил юридический факультет Кильского университета и получил командировку в Италию, где занимался изучением надписей. Революция 1848 г. застала его в Шлезвиге, где он редактировал газету временного правительства. После революции Моммзен получил кафедру римского права в Лейпциге, но наступление реакции заставило его покинуть Германию, и в течение двух лет он преподавал в Цюрихе. В середине БО-х годов Т. Моммзен вернулся из эмиграции, а в 1858 г. В Берлинском университете для него была создана кафедра римской истории.

      Вскоре он стал членом Прусской академии наук. В течение всей остальной своей жизни Моммзен активно участвовал в политической жизни.

      Много лет он был депутатом рейхстага, где выступал неоднократно в качестве активного члена либеральной партии. В вопросах внешнеполитических Моммзен проводил реакционные шовинистические взгляды. В 1870—1871 гг. он выступил с серией резких антифранцузских статей. В 1897 г., когда в Австрии обострился славянский вопрос, Моммзен опубликовал письмо, в котором говорил: «Если чешский череп и недоступен для логики, то он вполне доступен для ударов».

      Из произведений Моммзена особую известность приобрела его «Римская история». В течение трёх лет (1854—1856гг.)вышли первые её три тома. Изложение событий доведено в них до битвы при Тапсе (46 г. до и. э.). Написаны эти тома как популярная работа. Моммзен не указывает источников и в редких случаях выражает своё отношение к другим историкам. Он освещает все стороны римской жизни, но главное место отводит политической (внешней и внутренней) истории. Обзоры состояния религии, права, нравов, хозяйства, литературы и искусства даются в конце разделов и лишь внешне связаны с политической историей.

      Основная идея «Римской истории» находится в тесной связи с идеологической направленностью немецкой историографии середины XIX в. Завоевание Италии Моммзен трактует как «соединение в одно государство всего италийского племени», другими словами, как национальное воссоединение. Правящие аристократические группировки приравниваются- к прусскому юнкерству; Моммзен порицает их и третирует. Но в то же время он неодобрительно относится и к плебсу, который называется у Моммзена нередко пренебрежительно «чернью» (Menge).

      Моммзен полагает, что Республика к концу своего существования оказалась неспособной выполнять стоявшие перед Римом задачи. Спасителем Рима, по Моммзену, был Цезарь, поставивший своей целью поднять римскую нацию и глубоко упавшую эллинскую нацию. В третьем томе Моммзен порывает со всяким объективизмом. Одиннадцатая глава — это панегирик Цезарю, всему, что он сделал. Возводится в идеал даже то, что он «был лишён всякой идеологии», т. е. действовал беспринципно.


      В концепции римского развития национальное объединение играет у Моммзена большую роль. Национализм его мешал ему видеть в нациях категорию определённого исторического периода. Нации существуют для него извечно, причём каждая из них обладает определёнными, присущими ей чертами. При установлении этих черт Моммзен допускал произвольные суждения, которые основаны на его националистических симпатиях и антипатиях. Он ценил в римлянах любовь к порядку и субординации, но считал, что италийская нация никогда не была способна к искусству и духовному творчеству и что это присуще только грекам и немцам. Взгляды его на галлов определялись отношением немецкой националистической буржуазии 50 и 60-х годов к французам.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *