Септимий Бассиан Каракалла

      Во внешпей политике Септимий Север пытался следовать примеру Траяна. Борьба с Клодием Альбиной заставила Севера прекратить войну с Парфией, воспользовавшись отъездом Севера, парфянский царь Вологаз IV под давлением своих вассалов, недовольных римскими завоеваниями, опустошил Месопотамию, напал на Армению и Сирию и осадил Низибис.


      Покончив с Альбиной, Север отправился во второй поход против Парфии, продолжавшийся со 197 до 199 г. Был освобождён Низибис и взяты обе парфянские столицы, Селевкия и Ктесифон. При личном свидании Септимия Севера с Вологазом заключён был мир, по которому римляне получили Месопотамию. Область эта превратилась в римскую провинцию, управлявшуюся наместником из всаднического сословия.

      В Западной Европе Север принял меры к укреплению рейнской и придунайской границ, а в 208 г. он организовал поход на Британию, намереваясь покорить северную часть острова, населённую племенами, часто нападавшими на римскую провинцию.

      В результате тяжёлой борьбы Северу удалось нанести британским племенам поражение и восстановить Адрианов вал. Но закончить борьбу ему не удалось: в 211 г. там же, в Британии, Север умер.

      Правление Каракаллы

      Септимий Север оставил Империю двум сыновьям: Марку Аврелию Антонину, прозванному Каракаллой, (официальное имя: Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август) и Публию Сентимию Гете; оба они считались соправителями, но делами вершил старший брат—Каракалла. Первым актом его правления было примирение с британскими племенами на условиях восстановления прежней границы. Оба брата вернулись в Рим, но вскоре по возвращении из Британии в Рим Гета был убит Каракаллой, которому удалось добиться одобрения этого акта войсками. Каракалла правил с 211 до 217 г. Прозвище Каракалла, или Каракалл (лат. Caracallus), произошло от названия введённой императором галльской одежды — длинного халата, ниспадавшего до щиколоток.

      Жестокий и мстительный, подозрительный и малодушный, вместе с тем преисполненный уверенности в величии своей власти, Каракалла с первых же дней начал преследование сенаторов. В числе других жертвой жестокости Каракаллы пал юрист Папиниан, отказавшийся признать справедливым убийство Геты.

      Усилился при Каракалле нажим и на высшие классы муниципального населения. Вместе с тем Каракалла хотел снискать популярность у солдат. В Риме Каракалла закончил начатую его отцом постройку бань (терм), которые превосходили по своим размерам все предшествующие и свидетельствовали о высоком уровне развития архитектуры и строительной техники. Как и при Септимий Севере, продолжала ощущаться нужда в деньгах. Каракалла, кроме увеличения некоторых сборов, шёл также по пути порчи монеты.

Септимий Бассиан Каракалла

      Constitutio Antoniniana

      В 212 г. Каракалла издал эдикт, носящий название Constitutio Antoniniana. По этому эдикту права римского гражданства растространялась почти на всё свободное население. Этот законодательный акт завершал тот процесс ассимиляции всего свободного населения, который начался ещё во времена Республики.

      Нужно, однако, заметить, что в III в. права римского гражданства в значительной степени утратили своё прежнее значение. Этим объяснялось, что эдикту 212 г. в античной историографии не придавалось особенного значения.

      Дион Кассий, сообщавший об этом мероприятии, говорил о нём мимоходом и считал, что Каракалла провёл его в фискальных целях. В 1912 г., был найден отрывок папируса, содержащий, повидимому, значительную часть греческого перевода эдикта Каракаллы. Мотивируя предоставление прав гражданства всему свободному населению, император объясняет эту милость тем, что большее число людей должно возносить молитвы богам. В этой характеристике закона звучит, несомненно, религиозно-политическая тенденция, которая приобрела особенное значение при Северах.

      Эдикт Каракаллы указывал, что не все слои свободного населения получают римское гражданство: гражданства не получают так называемые дедициции (dediticii).

      Термин «дедициции» объясняется исследователями по-разному. Дедицициями назывались первоначально неприятели, сдавшиеся на милость победителя. В эпоху Империи это название распространялось на некоторые категории вольноотпущенников, получивших ограниченное освобождение. Возможно, что в таком смысле и употреблено это понятие в эдикте Каракаллы. Однако некоторые исследователи предполагают, что дедицициями считались жители провинций, платившие подушную подать; предполагают, что к ним относилась масса египетского населения. Большинство же исследователей высказывает мнение, что эдикт распространяет права гражданства почти на всё свободное население Римской империи.

      Эдикт Каракаллы преследовал, несомненно, фискальные цели: не освобождая населения от прежних налогов, он распространял на него единую фискальную систему, установившуюся в Римской империи.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *