Римское искусство I—II вв.

      Из стоиков большую известность приобрёл Эпиктет (около 50—120 гг.). Он родился во Фригии и был рабом одного из вольноотпущенников Нерона. По освобождении он преподавал в Риме философию. После изгнания философов из Рима Эпиктет жил и учил в Эпире. В центре внимания Эпиктета, так же как и многих других стоиков, — этическая проблема: человек должен стремиться к воспитанию свободы духа.

      Философия Эпиктета была проникнута космополитизмом. Он учил о равенстве всех людей; свобода для него — нравственное качество, доступное каждому человеку независимо от социального положения. Человек может потерять всё: имущество, честь, семью, но никто не может ни отнять, ни подавить человеческой воли.


      Пример Эпиктета показал, что к учению стоиков были в какой-то мере причастны и угнетённые классы. Однако учение это звало не к борьбе, а к примирению; оно воспитывало в людях сознание, что существующие социальные порядки были неизбежной необходимостью.

      Вторым крупным представителем стоической философии был император Марк Аврелий.

      Любопытной фигурой греческой культуры этого времени является Плутарх (46—126 гг.). Плутарху свойственны гуманизм, интерес к человеческой личности. Религиозность также является особенностью его мировоззрения. Плутарх специально изучал египетские мифы и мистерии, в которых он находит много общего с греческими.

      Ему кажутся ценными всякие религиозные обряды — восточные, греческие и римские. Они введены были в древности мудрыми людьми и должны соблюдаться потомками.

      Интерес к прошлому способствует появлению греческих исторических произведений. В своих описаниях путешествий по Греции историк Павсаний постоянно вспоминает эпизоды из греческой истории классического периода. Арриан пишет историю походов Александра Македонского, Аппиан — римскую историю. Эта эпоха ознаменована распространением специальных знаний.

      Нужно заметить, что греческие исследователи стояли выше римских писателей по естественно-научным вопросам. В это время жил Гален (около 129—200 гг.), один из крупнейших медиков, а современник Антонина Пия — Клавдий Птолемей, математик, географ и астроном, развил знаменитую геоцентрическую систему, которая была опровергнута только Коперником.

      Риторика и философия, литература и история, так же как и знания по специальным дисциплинам, оставались доступными по преимуществу образованным представителям господствующих классов.

      Во времена Юлиев-Клавдиев и в последующие периоды, особенно во времена Флавиев и Алтонинов, в римской архитектуре и римском изобразительном искусстве наблюдается развитие тех принципов, какие характерны для конца Республики и эпохи Августа. Главными строителями в Риме были императоры. Строительство преследовало при этом определённые политические цели: великолепные монументальные сооружения должны были подчеркнуть мощь и величиа императорской власти.

      Римская архитектура при Флавиях и Аитонинах

      Особенно широкий размах приняло строительство при Флавиях и при Антонинах. Наиболее грандиозными были всякие общественные сооружения: форумы, храмы, базилики, термы. Веспасиан соорудил новый форум, реставрировал Алтарь Мира (Ага Pads), построенный Августом. Тит и Домициан закончили начатую Веспасианом постройку Колизея — огромного амфитеатра, одного из величайших памятников римской архитектуры.

      Колизей — огромное четырёхэтажное здание, рассчитанное на 50 тысяч зрителей. Каждый из трёх первых этажей прорезан арками, в промежутках между которыми стояли колонны.

      При постройке Колизея широчайшим образом использованы были различные сводчатые конструкции, дававшие возможность перекрытия больших пространств без дополнительных сооружений. Расположение зрительных мест, система входов и выходов, вентиляция помещения — всё это было устроено рационально.

      Сцена амфитеатра была сделана таким образом, что в зависимости от характера представления можно было выпускать на неё из клеток, находящихся внизу, диких зверей; пространство сцены могло наполняться водой и т. д. Массивность, прочность и рациональность всего сооружения сочетались со стройностью и гармоничностью его архитектуры.

      Триумфальная арка Тита, построенная уже после его смерти в честь победы над иудеями, представляет собой новое и оригинальное сочетание колонн и сводчатой арки.

      Домициан построил дворец на Палатине, приспособленный к новому дворцовому быту и церемониалу. Им же был начат новый форум, соединивший форумы Августа и Веспасиана. Закончен он был Нервой и назван его именем. При Траяне в Риме был сооружён также форум, представлявший собой законченное архитектурное целое.


      На форуме находилась базилика, окружённая двумя рядами колонн. Тогда же были сооружены большие термы и закончен большой акведук, начатый Первой. Колонна Траяна увековечила память о Дакийской войне. Как лентой, увита она рельефными изображениями различных сцен из дакийского похода.

      Одним из крупных строителей был Адриан. По его инициативе строились здания не только в самом Риме, но и в провинциях. Вилла его в Тибуре представляла собой сочетание самых разнообразных стилей . В Риме он заново перестроил Пантеон Агринпы. От старого здания сохранился лишь портик. Главная часть Пантеона представляет собой ротонду, завершённую огромным куполом, через который проникает свет во внутреннюю часть храма, потрясающую простотой и величием отделки, гармоническим распределением частей и спокойствием всей обстановки. В известных отношениях Пантеон, лучше других римских зданий сохранившийся до наших дней, является примером завершённого архитектурного сооружения.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *