Развитие римского права

     Развитие римского права

     Из явлений культурной жизни этой эпохи особенное значение имеет развитие римского права. Основным источником права оставались законы Двенадцати таблиц, к ним присоединялись законы (leges), принятые центуриатными и трибутными комициями.

     Толкование законов и разрешение различных вопросов, касающихся права, оставались ещё в руках понтификов. Рано развившиеся отношения собственности находят своё отражение в правовых нормах.


     Право собственности обозначалось обычно упоминанием имени владельца в родительном падеже и словами «по квиритскому праву»: «это раб Семпронил по квиритскому праву» (hie homo Sempronii ex jure Quiritium). Позднее для обозначения собственности стало употребляться слово dominium. Основным способом приобретения
в течение всего периода оставалась манципация.

     Но появились и другие виды передачи. Одним из них был мнимый судебный спор (так называемый in jure cessio). Отчуждатель и приобретатель отправлялись к магистрату, и желавший приобрести вещь заявлял, что эта вещь принадлежит ему. Магистрат спрашивал прежнего владельца, не будет ли он возражать. Тот молчал или отвечал отрицательно. Таким образом могли приобретаться как res mancipi, так и res nес mancipi; a res пес mancipi переходили в собственность и в результате простой передачи (traditio), если было для такой передачи законное основание (купля, передача в приданое и т. д.).

     Наконец, вещи могли стать собственностью в результате давностного владения (usucapio).

     Древнейшим видом обязательств был, как мы видели, nexum, потерявший значение после закона Петелия. Имущественный оборот стал более подвижным благодаря появлению монеты, вещи стали чаще переходить из рук в руки. Новые обязательственные отношения облекаются в менее торжественные формы, но для них характерны были формализм и обрядность.

     Одним из важных видов вновь возникших обязательственных договоров была стипуляция (stipulatio). Она состояла в определённом вопросе кредитора и определённом ответе должника.

     Первый спрашивал: «Обещаешь ли отдать мне сто?» Второй говорил: «Я обещаю отдать тебе сто» («Spondesne mihi centum dare?» — «Spondeo tibi centum dare»). Вопрос и ответ должны были выражаться непременно устно, причём определёнными словами, в противном случае сделка считалась недействительной. Постепенно возникают и другие формы обязательств, в которых обрядность играет меньшую роль.

     В семейном праве в эпоху ранней Республики происходит сравнительно мало изменений. Отеческая власть (patria potestas) остаётся непоколебимой. Некоторые изменения наблюдаются в юридических отношениях между супругами. Древнейшей формой брака был религиозный обряд, в котором участвовали великий понтифик, фламин Юпитера и десять свидетелей.

     Жених и невеста приносили богам в жертву полбенный хлеб (far), откуда весь обряд носил название confarreatio. Повидимому, такой брак могли заключать только патриции.

     Рядом с этой религиозной существовала и светская форма брака, которая заключалась в мнимой продаже невесты жениху (coemptio). Совершался обряд манципации, и невеста переходила во власть мужа.

     Брак мог быть совершён и без всяких обрядов: жена, прожившая год в доме мужа, вступала под его власть. Эта власть как бы приобреталась давностным владением. С течением времени стали заключаться и такие браки, когда жена не вступала под власть мужа (matrimonium sine manu mariti).

     Уже законами Двенадцати таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над ней власти мужа, должна была отлучаться из дома ежегодно на три ночи и, таким образом, прерывать давностное владение. Браки без власти мужа характерны особенно для последующих периодов римской истории.

     Развитие отношений собственности находит своё отражение в наследственном праве. Собственник мог в особом завещании (testamentum) указать, к кому должно перейти имущество после его смерти.

     Он мог отказать тем или иным лицам отдельные части своего имущества или отдельные права (такие отказы назывались legata). Если же собственник умирал без завещания, вступало в силу правило законов Двенадцати таблиц: в первую очередь признавались права за ближайшими наследниками, затем за агнатами и, наконец, за сородичами.

     Судопроизводство этой эпохи отличается таким же формализмом и обрядностью, как и все деловые отношения. Всякий иск должен был быть основан на законе и выражен словами закона. Понтифики составили исковые формулы на различные случаи, и только этими формулами можно было пользоваться при ведении дела.

     Эти исковые формулы носили название legis actiones. Произнесение формул сопровождалось определёнными жестами, опять-таки неизменными и обязательными.

     Производство дел делилось на две стадии. Вначале дело рассматривалось магистратом, а затем судьями. В первой половине суда перед магистратом произносилась исковая формула. Формы и способы процесса перед магистратом были строго определены и назывались также legis actiones.

     Одной их этих форм был судебный процесс путём заклада (legis actio sacramento). Это процесс-пари. Тяжущиеся стороны являлись к магистрату, назначали залог, и каждый заявлял о своей правоте словами установленной обычаем формулы, сопровождавшимися определёнными действиями.

     Магистрат не разбирал дела и не выносил решения. Он произносил установленные слова и вместе со сторонами назначал судью или судей из частных лиц, которые выносили решения о том, кто проиграл залог. Как бы попутно подтверждалась правота той или другой стороны.


     Такой же формализм характерен и для других legis actiones. Деятельность Гнея Флавия, опубликовавшего legis actiones, облегчила процесс, но древний формализм ещё продолжал существовать.

     В эпоху ранней Республики, таким образом, были сформулированы основные понятия римского «квиритского» права. Они имели в виду только римлян и защищали только римскую квиритскую собственность.

     В римском праве IV и III вв. оставалось ещё много пережитков родового строя, но в нём заложены те принципы, которые позволят впоследствии разработать «. . . право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности».

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *