Для характеристики жизни христианских общин большое значение имеет так называемое «Учение двенадцати апостолов» (Didache) — одна из ранних христианских источников, не вошедший в христианский Новозаветный канон и найденный сравнительно недавно (в 1883 г.).
На основании «Учения двенадцати апостолов» и «Деяний» можно себе представить, чем жили ранние христианские общины. Характерной является эсхатологическая настроенность ранних христиан, их уверенность в близком втором пришествии Христа, которое не должно застигнуть людей врасплох. Они должны быть нравственно к этому подготовлены.
Отсюда учение о необходимости нравственного очищения. С этим соединяется идея любви, идея братства. «Деяния» указывают, что ранним христианским общинам известна была общность имущества. Чрезвычайно широко развита была благотворительность. Общины эти были связаны между собой, и отдельные представители их находились в переписке, направляли друг к другу посланцев; странствующие апостолы и проповедники, переходя из одного города в другой, налаживали связь между членами различных христианских групп.
Вопросы вероучения глубоко волнуют членов общины, происходят споры, вырабатываются нормы жизненного поведения.
Возникновение иерархии
Особое значение имели в общине лица, которые считались наделёнными свыше благодатью. Из них образовалась харизматичеекая иерархия (харизма значит благодать), к которой принадлежали пророки и апостолы. Апостолы были первоначально проповедниками новой веры, организаторами общин; они собирали взносы на нужды других общин и на проповедь учения. Пророчества в смысле предсказаний и обличений были распространены среди других религий. Но особенно характерны они для иудаизма, от которого и перешли к христианству.
Наряду с харизматической иерархией появляются и иные руководители христианских общин. Прежде всего выделяются так называемые пресвитеры (старейшины). Это были, повиди-мому, наиболее уважаемые члены общины, наблюдавшие за порядком во время молитвенных собраний. Рядом с ними стоят низшие члены, помогающие пресвитерам в организации повседневной жизни общины. Это слуги, или, по-гречески, диаконы.
Когда имущество общины разрастается, выделяется особое лицо — епископ, т. е. «надсмотрщик», «надзиратель» над общинным имуществом. Термин этот часто употребляется в греческом языке для обозначения различных лиц, исполнявших как официальные, так и частные поручения.
В христианской литературе, изображающей жизнь христианских общин, очень часто упоминается о лжеапостолах и лжепророках. «… Первые христиане, — говорит Энгельс, — отличались беспримерным легковерием но отношению ко всему, что соответствовало их взглядам…».
Дошедшее до нас произведение греческого писателя Лукиана Самосатского иллюстрирует это положение. Лукиан рассказывает о некоем Перегрине Протее, авантюристе и преступнике. Он принял христианство и сделался вскоре пророком и главой общины. Он толковал христианские священные книги и сам сочинял их. Перегрин пользовался небывалым успехом и, когда был арестован, получал в тюрьме большие доходы; однако в конце концов его всё же исключили из общины, и жизнь свою Перегрин закончил самосожжением. Рассказ «Смерть Перегрина» — несомненно, карикатурное произведение, но оно отражает некоторые истинные черты жизни первых христианских общин. «Одним из лучших наших источников о первых христианах является Лукиан из Самосаты, этот Вольтер классической древности.. . »
Социальный состав ранне¬христианских общин
Состав христианских общин с самого раннего момента их возникновения был разнороден. Эта черта характерна для многих синкретических культов. «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос». Таким образом, христианству чужда была национально-религиозная замкнутость. Бывшие язычники, к которым принадлежали люди разнообразных этнических групп, очень рано начали играть большую роль в христианстве.
Идея равенства, встречавшаяся у стоиков и римских юристов, проведена была у христиан последовательнее, чем в иных учениях.
Христианство провозгласило братство всех людей, равенство рабов и свободных. Оно специально обращалось к «страждущим и обремененным», обещая им успокоение. Христианство провозгласило блаженными нищих, обещало утешение плачущим.
«Из каких людей вербовались первые христиане? — говорит Энгельс. — Преимущественно, из «страждущих и обремененных», принадлежавших к низшим слоям народа, как и подобает революционному течению». Раннее христианство «выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенных, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов».
Социальные основы ранне¬христианского учения
В раннехристианском учении наблюдалась вполне определённая антиплутократическая тенденция — осуждение богатства. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в царство божие», — говорится в проповеди Христа у Матфея и Луки. Юноше, который хотел спастись, Христос велел прежде всего раздать своё имение нищим. Социальной основой христианства был протест против эксплуатации, против угнетения.
Н.А. Машкин