Искуство в странах Халифата. Заключение к 1 главе

      3. Искусство. Вместе с дорогими товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на улицах и в домах Багдада. Богачи любили слушать рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. А на площадях и базарах носильщики и рыбаки передавали друг другу смешные истории о хитрецах, которые обманывали судей, купцов и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь».


      Блестящего расцвета достигла в халифате архитектура. Для халифов архитекторы возводили великолепные дворцы с множеством фонтанов. Сказочные по красоте здания утопали в зелени тенистых садов. Улицы арабских городов были вымощены камнем и освещены фонарями.
      Арабские строители сооружали мусульманские храмы — мечети. Четырёхугольное здание мечети обычно сверху увенчивал купол. Крыши были украшены зубцами и карнизами, стены — узорами из переплетающихся линий.
      Мусульманская религия осуждала изображения людей и животных. Поэтому скульптура и живопись в странах халифата развивались слабо.

      4. Значение культуры халифата. Европейцы заимствовали в странах халифата много ценных научных знаний. Труды арабских математиков и астрономов служили руководством для средневековых учёных Западной Европы. От арабов европейцы получили не только цифры, но и названия многих звёзд; у арабов они научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом. Сочинения Авиценны, переведённые на латинский язык, до XVII века были настольными книгами европейских врачей.

      С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом в занятой арабами Испании. В ее столице Кордове было 27 высших школ. В них читали лекции видные ученые, в том числе и немусульмане. Кроме арабов, в Кордове обучалось много студентов из разных стран Европы. В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи.
      Многие труды древних учёных и писателей стали известны в Европе благодаря арабским переводам.

Мечеть Омара

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Чем был вызван подъем культуры в Арабском халифате?
      2. Подумайте, как география, астрономия и математика связаны с ремеслом и торговлей. Что нового внесли в науку учёные стран-халифата?
      3. Сравните арабские мечети с храмом св. Софии. Что общего и различного вы нашли в этих постройках?
      4. Какое влияние оказала культура Арабского халифата на культуру других стран?

      Около 630 года — образование Арабского государства.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ К I РАЗДЕЛУ

      Как совершился переход к феодальному строю? Мы закончили изучение первого периода истории средних веков, который продолжался с V до XI столетия. Его называют ранним средневековьем. Это было время, когда в большинстве стран Европы, Азии и Северной Африки установился феодальный строй.
      Многие народы — германцы, славяне, арабы — перешли к феодализму от первобытнообщинного строя. В древности у них не было ни частной собственности, ни классов, ни государства. Но в начале средних веков у этих народов успешно развивались земледелие и скотоводство. Это привело к появлению излишков, которые могла присваивать знать, эксплуатируя обедневших родичей; в общинах возникло неравенство. Земля и орудия труда стали частной собственностью отдельных семей. С появлением частной собственности образовались классы. А там, где возникают классы, всегда образуется государство. Оно было необходимо угнетателям, чтобы держать в подчинении трудящихся.
      Народы прежней Римской империи перешли к феодальному строю не от первобытнообщинного, а от рабовладельческого строя. Этот переход был ускорен вторжениями «варваров» и борьбой народных масс. Невыгодный рабский труд сменился более производительным трудом зависимых крестьян.
      Каковы основные черты феодального строя? При феодальном строе население делилось на два враждебных класса: феодалов-землевладельцев и зависимых крестьян. Земля принадлежала феодалам. Крестьяне пользовались наделами земли, имели своё хозяйство, орудия труда и скот. Феодалы эксплуатировали крестьян, принуждая их к выполнению повинностей. Из-за жестокого феодального гнёта и нищеты крестьян техника сельского хозяйства была развита слабо. Поэтому в период раннего средневековья господствовало натуральное хозяйство.
      Феодальный гнёт был причиной жестокой классовой борьбы между крестьянами и феодалами. В период раннего средневековья крестьяне боролись против закрепощения: они пытались отстоять свою землю и свободу, вернуть прежние общинные порядки. В то время, когда феодальный строй только устанавливался, знать нуждалась в сильной государственной власти. Государство помогало ей захватывать земли общин и закрепощать крестьян. Но укрепление феодального строя привело в IX—XI веках к раздроблению государства.
       Феодальное государство — и единое, и раздробленное — имело две задачи: подавлять сопротивление крестьян и захватывать чужие территории. Религия и церковь помогали феодалам, как прежде рабовладельцам, угнетать трудовой народ.

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ПЕРВОГО РАЗДЕЛА
      1. Историю каких стран и народов вы изучили в I разделе?
      2. Как происходил переход к феодальному строю у разных народов?
      3. За что боролись крестьяне в первый период истории средних веков? По¬чему они боролись более сплочённо, чем рабы?
      4. Почему с образованием классов возникло и государство? Как менялось устройство феодального государства с VI по X век? Какие общие задачи были у феодального и рабовладельческого государств?
      5. Попытайтесь на примерах Византии и Арабского халифата сделать вывод о том, что способствовало развитию культуры в средние века?
      6. Чем феодальный строй отличался от рабовладельческого? Какие у них были общие черты?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *