Идеи всеобщего равенства

      «…Всякое сопротивление отдельных мелких племен или городов гигантской римской мировой державе было безнадежно. Где же был выход, где было спасение для порабощенных, угнетенных и обнищавших — выход, общий для всех этих различных групп людей с чуждыми или даже противоположными друг другу интересами? И все же найти такой выход было необходимо, чтобы одно великое революционное движение охватило их всех.

      Такой выход нашелся. Но не в этом мире. При тогдашнем положении вещей выход мог быть лишь в области религии». Идеи всеобщего равенства, протесты против богатства получили религиозное преломление. У первых христиан не было какой-либо определённой социальной программы, определённого плана переустройства социальных отношений. Эсхатология ранних христиан ориентировала их на будущий, потусторонний мир.


      Обращалось внимание прежде всего на этическую сторону отношений между людьми. Отсюда утверждение, что всякий должен оставаться в своём звании. «Дидахе» убеждает господ мягко относиться к рабам: «В гневе своём не отдавай приказаний рабу своему или рабыне, надеющимся на того же бога… ». Обращаясь же к рабам, автор говорит: «Вы же, рабы, повинуйтесь господам вашим, как образу бога, по совести и со страхом». Такие же утверждения встречались и в апостольских посланиях. «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим во плоти», — говорится в том же послании, где провозглашается идея всеобщего равенства. Богатые не были отвергнуты. В «Деяниях» повествуется о принятии христианства римскими чиновниками и состоятельными людьми. От них требуют лишь щедрых жертв на содержание общины и в пользу бедных.

      Возникновение христианского культа

      Христианство привлекало не только своей идеей равенства и надеждой на спасение в загробной жизни. Оно менее, чем другие синкретические культы, связано было с традиционными национальными религиями. Христианство упростило культ, отменило жертвоприношения. Наиболее древними христианскими обрядами (таинствами) было крещение, совершавшееся при вступлении в общину, и причащение хлебом и вином, происходившее во время религиозных собраний.

      Тот и другой обряд встречались и в других культах, так же как не были новы и те мистические понятия, какие встречаются в христианстве. Но сочетание этих элементов было новым. Иное, чем у других синкретических систем, было и отношение к иноверным организациям. Ни один из культов не отличался такой строгой исключительностью, как христианство. Эту исключительность христианство восприняло от иудаизма, но лишило её национальной ограниченности.

      Христианин не мог принимать участие ни в одной «языческой» религиозной церемонии. А так как всякий общественный акт в муниципиях, коллегиях и т. д. сопровождался религиозными обрядами, то христиане должны были занять особое положение в обществе. Недаром они называли себя «третьим родом», «избранниками», «стадом Христовым». Это отрешение от языческого мира, который позднее именовался как мир диавола, было идеологическим оправданием пассивного сопротивления Римской империи.

      Происхождение епископата

      Внешний рост христианства и постепенное изменение социального его состава оказали влияние и на христианскую организацию и на идеологию христианства.

      Представители харизматической иерархии постепенно теряют своё значение. Пресвитеры и епископы, наблюдавшие ранее только за порядком, превращаются в руководителей общины. При этом особое значение приобретает епископ, который становится во главе общины того или иного города. Ниже его стоят пресвитеры, а за ними идут диаконы. Только этим лицам доступно отправление культа, проповедь, организация повседневной жизни.

      К концу II в. окончательно складывается понятие единой христианской церкви, состоящей из ряда отдельных церквей, управляемых епископами, духовная власть которых неограниченна. Развитие монархического епископата встречает оппозицию со стороны христианских групп, отстаивающих харизматическую иерархию. Особенно последовательно отстаивали последнюю сторонники Моятапа, малоазийского проповедника; однако представителям епископальной церкви удалось преодолеть это течение.

      Гностицизм


      Состав христианских общин изменяется постепенно и в культурном отношении. В христианские общины входят и представители интеллигенции, люди, знакомые с греческой философией, риторы и учителя, которые при разрешении самых разнообразных вопросов стремились использовать методы и отдельные положения греческой философии. То направление в богословии и философии, которое нашло выражение в философии Филона и которое стремилось примирить иудейскую теологию с принципами греческой философии, получало широкое распространение. Следы его находим мы в апостольских посланиях; особенно заметно оно в четвёртом евангелии. В дальнейшем же это течение в христианстве приобретает ещё большее значение.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *