Экономика Рима в начальный период

     Экономической основой римской общины было сельское хозяйство. По преданию, при основании города Ромул разделил землю между гражданами, причём каждый получил по 2 югера, с тем, чтобы этот участок переходил по наследству (heredium, от слова heres — наследник).


     По всей вероятности, здесь идёт речь об усадьбе и приусадебной земле. Значительная часть земли находилась в коллективном пользовании, составляла agepublicus. Основой могущества патрициев было главным образом скотоводство (недаром слово pecunia — деньги происходит от pecus — скот). Плебеи занимались преимущественно хлебопашеством, у них собственность на землю появилась, вероятно, ранее, чем у патрициев. Торговля и ремесло стали развиваться в этрусский период, когда Рим превратился в значительный торговый центр, но вооружение и различные инструменты делались ещё из меди, и железо вплоть до VI в. употреблялось мало.

     Ремесло и торговля находились в руках плебеев и чужестранцев. Нужно всё же заметить, что имущественные различия в это время не были ещё значительны, образ жизни патрициев отличался простотой, и Рим продолжал сохранять черты крестьянского города.

     Этрусское завоевание и реформа Сервия Туллия с VII в. до и. э. начинается усиление этрусских городов, распространяющих своё влияние на долину реки По, Пицен, Лаций и Кампанию.

     Современные исследователи считают, что рассказ о династии Тарквиние свидетельствует об этрусском владычестве в Риме, которое, однако, не могло приостановить самостоятельного политического развития Рима.

     Преемнику Тарквиния Древнего Сервию Туллию (по традиции VI в.) приписывается реформа общественного строя.

     Численное превосходство плебса, возрастающее экономическое значение его, наконец то, что плебеи привлекались к военной службе наряду с патрициями и подобно последним вооружались за свой счёт — всё это привело к тому, что плебеи были включены в populus Romanus и все, способные носить оружие, были разделены на пять классов, в зависимости от имущественного ценза.

     Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц (центурий). Каждому классу присваивалось определённое вооружение. От первого класса требовалось полное тяжёлое вооружение: шлем, круглый щит, поножи, панцырь (всё из бронзы), меч и копьё.

     От других классов требовалось меньше; граждане пятого класса были вооружены только пращами и имели запас камней для метания. Из лиц, обладавших таким же цензом, как и граждане первого класса, комплектовались 18 центурий всадников.

     Не имевшие ценза составляли разряд пролетариев. Ремесленники и музыканты выставляли четыре центурии (голосовавшие с другими классами), пролетарии — одну. Центурии были не только войсковыми, но и политическими единицами.

     Собираясь на собрания, граждане разделялись на центурии, и каждый класс получал столько голосов, сколько выставлял центурий, преимущество оставалось за первым классом, который (вместе со всадниками) имел 98 центурий из 193. Голосование обычно не доходило не только до последних, но даже и до средних классов.

     Кроме деления гражданства на классы Сервию Туллию приписывается разделение Рима на территориальные трибы. Особое значение при новом устройстве приобрели центуриатные комиции (comitia centuriataj, в которых главную роль играло имущественное положение, а не происхождение, собрания по куриям потеряли своё прежнее значение.

     Нужно, однако, заметить, что родовая знать не утратила своего влияния. Реформа Сервия Туллия была настоящей политической революцией, завершающей переход к государству. Она свидетельствует о том, что «родовая организация пришла в упадок, и древнее деление общества не могло долее сохраняться». «Имущественные классы, включившие всю массу населения, послужили полезной цели уничтожения родов, которые стали замкнутыми корпорациями».


     Укрепление Рима в результате Сервиевой реформы обеспечило ему руководящую роль в Лации. Однако вскоре, по всей вероятности в связи с усилением латинских элементов, этрусская династия была изгнана из Рима.

     Вопрос о достоверности Сервиевой реформы решается в историографии различно. Многие учёные (Пайс, Белох и др.) считают, что деление граждан на классы произошло не ранее чем в конце IV или даже в начале III в., ибо первая чеканка ассов появляется только в IV в. Современный исследователь Лэст в согласии с традицией относит реформу к VI в. Правильнее считать, что деление на классы относится к раннему периоду, но первоначально существовал не денежный, а земельный цена.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *