Апулей и Сенека

      Последним крупным латинским писателем этого периода был Апулей из нумидийского города Мадавры (родился в 124 г.). Образование Апулей получил в Карфагене и Афинах. Как писатель и мыслитель Апулей был выразителем устремлений, характерных для той эпохи.

      Апулей


      Он был искусный оратор, изучал философию и рекомендовал себя философом-платоником; вместе с тем он был посвящен в различные мистические культы. Из его произведений сохранился авантюрный роман «Метаморфозы, или Золотой осёл», в котором речь идёт о некоем юноше, путём колдовства превращенном в осла, но затем избавленном от чар заступничеством богини Изиды.

      Особый интерес представляет вставленная в роман новелла об Амуре и Психее.вызвавшая ряд самых разнообразных подражаний. Характерен и конец произведения: авантюрный роман, пестрящий анекдотическими эпизодами фривольного свойства, заканчивается вмешательством божества. Прославление Изиды, каким завершает Апулей свои «Метаморфозы», не соответствует тону романа. Это — отражение мистических переживаний глубоко верующего, религиозного человека.

      Сенека

      Рим сделался одним из главных центров распространения стоицизма ещё во времена Юлиев — Клавдиев. Настойчивость в исполнении долга, подчинение личности тому, что является должным и необходимым,— всё это соответствовало идеалам высшего сословия, воспитанного на уважении к старым традициями, легендарным предкам, жертвующим всем для блага родного государства. Приверженцы стоической философии были участниками заговора Пизона. При Веспасиане и Домициане философов изгоняли из Рима. Лишь правители из дома Антонинов покровительствовали попыткам дать философское обоснование императорской власти, а Марк Аврелий и сам был видным представителем стоической школы.

      Особую известность приобрели философские произведения уроженца Испании Луция Аннея Сенеки (около 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.).

      Сенека воспитывался в Риме и кроме риторики изучал философию. Его учителями были философы разных направлений. Сам он отдал предпочтение стоическому учению. Ещё при Тиберии Сенека получил доступ ко двору и был назначен квестором; при Клавдии же он был отправлен в ссылку на остров Корсику. Благодаря заступничеству Агриппины Сенека был возвращён в Рим и сделался воспитателем Нерона. Впоследствии Сенеке пришлось отойти от придворной жизни. В 65 г. как человек, причастный к заговору Пизона, он подобно многим другим покончил жизнь самоубийством.

      В своих произведениях Сенека касался разнообразных вопросов, но в центре его внимания стояли этические проблемы: мир, по учению Сенеки, подчинён разумному началу, Провидению, высшему божеству, которое в изображении Сенеки иногда является отвлечённым, иногда отождествляется с природой, иногда же наделяется чертами любящего Отца-вседержителя.

      Законы природы есть в тоже самое время и божеетвенные законы, сообразно с которыми следует жить человеку, который должен стремиться к знанию и во всех поступках которого должно преобладать разумное начало.

      Необходимо отказаться от треволнений суетной жизни, заботиться о спокойствии духа, о душевном равновесии, которое делало бы человека безразличным ко всяким внешним потрясениям. Философия «образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, указывает, что нужно и чего не следует делать; она сидит у руля и проводит судно через опасность волн».

      Задача философии — освободить дух человека от порочного тела, научить его поступать сообразно с законами природы. Сенека проповедует равенство всех людей по природе. Характерны в этом отношении его рассуждения о рабах: «Они рабы. Но они люди. Они рабы. Но они сожители по дому. Они рабы. Нет, они товарищи по рабству, если ты только подумаешь о том, что судьбе дозволено одинаково много против вас обоих».

      Сенека написал также ряд трагедий, сюжеты которых взяты из мифологии. Трагедии эти пользовались успехом.


      Личная жизнь Сенеки во многом противоречила его учению. Сенека, например, ссужал деньги за очень высокие проценты и был одним из богатейших людей своего времени. Средства его доходили до 300 миллионов сестерций.

      После смерти Клавдия он написал для Нерона речь, воздающую должное усопшему, и одновременно нелегальную пародию на обожествление Клавдия. В ней представлено, как Клавдий появляется на Олимпе, но возбуждает у небожителей лишь насмешки; его провожают в ад, где ему уготовано отнюдь не блаженное состояние.

      Философские взгляды Сенеки оказали большое влияние на современников и последующие поколения. Оказал он, несомненно, влияние и на христианскую этику.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *