Новые явления в культуре к концу XIX в.

       Активно включился в борьбу против фашизма художник Пабло Пикассо, испанец по происхождению, работавший во Франции. Один из основателей кубизма, Пикассо в 1937 г. выставил картину «Герника», выражавшую возмущение бомбардировкой фашистской авиацией городка Герники. Борьба за мир, неприятие войны и фашизма — тема многих послевоенных полотен Пикассо.


       Работая иногда в нереалистичной манере, Пикассо создал в эти годы ряд произведений большого общественного звучания: «Голубь мира», «Лицо мира», «Война и мир». Его заслуги были отмечены присуждением ему международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

      Становление новых независимых государств породило бурный расцвет национальных культур. Мировая культура второй половины XX в. отличалась необычайной разнообразностью.
Являясь неотъемлемой частью единого мира, многонациональная советская литература и искусство внесли достойный вклад в развитие мировой культуры человечества. В начале 20-х годов в советской поэзии и литературе появляется ряд крупных имен, почти или совсем не известных в дооктябрьский период. Видное место в советской поэзии заняло творчество Б. Пастернака, Э. Багрицкого, А. Прокофьева, О. Мандельштама, В. Маяковского. Заметный след в развитии советской литературы оставил творческий опыт А. М. Горького. В 20—30-х годах революционный романтизм был характерен для творчества многих советских писателей и поэтов.

      В творчестве представителей советских республик революционный пафос тесно увязывается с их национальными особенностями и социалистическим реализмом. На весь Союз славились имена П. Тычины, М. Рыльского, М. Бажана, Ю. Смолича, А. Корнейчука (Украина), Я. Колоса, П. Бровки, Я. Купалы (Белоруссия), Т. Табидзе, П. Яшвили (Грузия), А. Акопяна, Н. Заряна (Армения), С. Вургуна (Азербайджан), М. Ауэзова, С. Муканова (Казахстан), Ч. Айтматова, А. Токомбаева (Киргизия), С. Айни (Узбекистан), Б. Кербабаева (Туркменистан). Песенное творчество народного акына Казахстана Ж. Жабаева и дагестанца Сулеймана Стальского стало всенародным достоянием национальной культуры СССР.

      Звуковое советское кино стало самым массовым видом искусства. В 20—30-х годах увидели свет замечательные историко-революционные картины: «Чапаев», «Трилогия о Максиме», «Щорс», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем», «Петр I», «Суворов», «Александр Невский», главной темой которых были революционный пафос, формирование образа борцов за советскую власть, раскрытие героических страниц русской истории. Веселые кинокомедии Г. Александрова, И. Пырьева, наполненные музыкой и песнями с участием Л. Орловой, М. Ладыниной, Н. Крючкова, Б. Андреева, Г. Алейникова, с большой любовью отражали мирную жизнь, созидательную деятельность советских людей. Угрозе войны и патриотическому долгу советских людей посвящены фильмы А. Иванова «На границе», Ю. Райзмана «Машенька».

Эйнштейн и Пастер

      Новые явления в культуре. К концу XIX в. большинство жителей стран Европы и Америки были грамотными. Благодаря успехам промышленной революции вырос жизненный уровень населения. Сокращение продолжительности рабочего дня привело к тому, что у многих людей, прежде всего горожан, появилось время для досуга. Сложились условия для того, чтобы значительная масса людей, а не только образованная элита, стала потребителями произведений литературы и искусства. Появилось новое историческое явление — массовая культура.


      На мышление и поведение людей стали оказывать заметное влияние средства массовой информации (СМИ). К их числу прежде всего относились газеты и журналы. Журналы издавались с учетом специфики интересов читателей: для банкиров, военных, спортивных и общественно-политических деятелей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *