Значение сулланской диктатуры

      Непосредственной опорой власти Суллы было войско, благодаря которому он пришёл к власти. Ради войска проведена была конфискация земель у италийских городов. В Этрурии, а также на территории некоторых городов Лациума и Кампании были основаны колонии, в которых было поселено около 100 тысяч сулланских ветеранов. Расселяя бывших солдат, Сулла выполнял прежде всего своё обещание; кроме того, благодаря расселению ветеранов должно было возродиться в Италии среднее и мелкое землевладение, наконец, этим самым в распоряжении Суллы оставалась целая армия, которую в случае необходимости можно было призвать.

      Не все сулланские колонисты могли рационально использовать свои наделы. Многие из них не были приспособлены к ведению сельского хозяйства, впадали в долги и оставляли землю, другие же сумели удержаться и рационально вели своё хозяйство.

      В самом Риме Сулла опирался на 10 тысяч корнелиев. Так назывались отпущенные на волю и наделённые правами гражданства рабы осуждённых и погибших во время проскрипций граждан. Через них Сулла мог оказывать давление на народные собрания.

      Сулла был неограниченным властителем Рима, но в 79 г. он неожиданно сложил полномочия диктатора и после этого жил в своём имении как частный человек, сохраняя, правда, влияние на политическую жизнь.


      В 78 г. Сулла умер. Тело его было перенесено из Кум в Рим в сопровождении огромных толп народа — ветеранов, вольноотпущенников, депутатов италийских городов. В самом Риме в погребальном шествии участвовали все жрецы, магистраты и сенаторы, аристократическая молодёжь в воинских доспехах и всадники; в процессии несли две тысячи золотых венков от легионов, городов и друзей. На Марсовом поле тело Суллы было сожжено и там же похоронено рядом с гробницами римских царей. Влияние сулланцев было настолько велико, что никто не выражал протестов против пышных похорон, каких Рим ещё не видел. По словам Аппиана, Сулла «был страшен даже после своей смерти».

      Характеристика Суллы

      Характеризуя Суллу, античные историки отмечают в его личности ряд противоречий. Крупный полководец, Сулла пользовался необычайным авторитетом среди солдат, но сам он был человеком эгоистичным и холодным. Реставрационные тенденции сочетались у него с пренебрежением к римским обычаям. В греческих городах, например, он появлялся в греческом платье, чего обычно не делали римские магистраты.

      Жадный до денег, считавший всё конфискованное имущество осуждённых своей добычей, Сулла был в то же время человеком расточительным. Непомерную свою жестокость Сулла мог соединять с холодной иронией. Он прекратил разграбление Афин, сказав, что «милует живых ради мёртвых» Когда во время проскрипций бездарный поэт преподнёс ему стихотворный панегирик, Сулла велел дать автору известную сумму денег с условием, что впредь он не будет больше писать стихи.

      Сулла был образованным человеком, хорошо знал греческую литературу и философию. Он был эпикурейцем и скептиком и относился иронически к требованиям традиционной религии. Опустошив сокровищницы греческих храмов, Сулла заявил, что храмы не должны ни в чём нуждаться, так как боги наполняют их казну.

      Но в то же время Сулла был человеком суеверным, верил во всякие сновидения и знамения, был убеждённым фаталистом, верил в свою судьбу и к своему имени присоединил прозвище Felix — Счастливый. Богиню Венеру он считал своей покровительницей. Кроме того, под именем старой римской богини Беллоны им почиталась каппадокийская богиня Ма, культ которой отличался особым изуверством.

      Отказ Суллы от власти был неожиданным для его современников и непонятен античным историкам.

      Вопрос о причине отказа Суллы от власти продолжал занимать и новых историков. По мнению Моммзена, он создал для олигархии независимое положение, обеспечил за ней власть, «а когда дело было завершено, творец уступил место своему творению».

      В действительности же сулланский режим не был прочным. Против него росла оппозиция даже среди нобилитета, и отказ от диктатуры с сохранением остальных основ сулланской конституции был единственным выходом. Сулланская диктатура была важным моментом в римской политической истории. Вооружённые столкновения различных политических групп со времён Гракхов стали обычным явлением. В 80-х годах эти вооружённые столкновения перешли в длительную и упорную гражданскую войну, сопровождавшуюся жестокой расправой с противниками.

      С помощью войск, не считаясь с древними римскими обычаями, Марий и Сулла стремились достигнуть политической власти. Более последовательный, чем его противники, Сулла в результате гражданской войны захватил власть и стал единоличным правителем. Он стремился удовлетворить основные политические требования той группы.

      Это была первая попытка вооружённого захвата политической власти, она была прецедентом, примером, какому последуют в будущем другие римские полководцы-политики.


      Диктатура Суллы не была явлением совершенно неожиданным и необычным для римской жизни, но прецедентов её следует искать не в старинной римской диктатуре времён Самнитских войн и борьбы патрициев с плебеями, а в экстраординарных пол¬номочиях, какие стали вводиться со времён борьбы сената с Гаем Гракхом. Диктатура Суллы была определённым видом экстраординарных магистратур. Это политическое явление указывает на кризис римского политического строя, сложившегося несколько столетий назад.

      Сулла достиг власти, опираясь прежде всего на наёмную армию, созданную Марием. Наёмная армия могла быть использована не только в борьбе с внешними врагами, но она становилась также орудием внутренней политической борьбы.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *