Характер культурной жизни Римской империи в 1—II вв. н. э.

      Время Антонинов характеризуется широким распространением римской культуры вплоть до самых отдалённых областей Римской империи.

      Романизация, под которой обычно разумеется распространение латинского языка, римской культуры и римских обычаев, сделала в это время большие успехи. Центрами её были римские города, которые играли большую роль и в экономическом развитии отдельных частей Империи. Глубже всего этот процесс происходил в галльских провинциях и в южпых испанских областях.


      Галльская аристократия, ассимилируясь с римскими поселенцами, быстро усвоила римскую культуру, и латинский язык сделался господствующим в галльских городах. Быстрее, чем в других провинциях, романизировалось и сельское население Галлии. Аналогичный процесс происходил в южных областях Испании.

      Несколько иначе процесс романизации развивался в Римской Африке. Господствующим слоем населения в африканских городах были римские колонисты, однако пуническая традиция была необычайно живучей, и даже в V в. во многих африканских городах ещё слышалась пуническая речь. Ещё меньшее влияние оказывали римские обычаи и римская культура на сельское население африканских провинций.

      Романизация затрагивала сельское население меньше, чем городское, но, несмотря на это ограничение, римская культура ко II в. приобрела всеобщее распространение в западных провинциях. Нередко происходил синтез старых культурных основ, выработанных той или иной страной, и вновь привнесённых принципов.

      Это наблюдалось в религиозных обычаях: в Африке, например, под именем Юноны почиталась пуническая Танит, а под именем Сатурна—Баал; подобное не слияние происходило в архитектуре и в литературных произведениях, где намечались художественные стили, характерные для той или иной провинции.

      Всё же римская культура развивалась лишь в определённых границах. На Востоке продолжала господствовать греческая культура, и дальнейшее распространенно римского политического влияния на некоторые восточные страны влекло за собой внедрение не римской культуры, а греческой. Это положение было официально признанным. Греческий язык в восточных провинциях был таким же официальным языком, как латинский.

      Общий характер литературы

      Эпоха Августа отмечена деятельностью выдающихся римских поэтов; недаром время это называется золотым веком римской литературы. Но уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы; но несмотря на это, поэзия «вошла в моду». Увлечение поэзией характерно как для времён Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорит об «урожае поэтов», которые жаждут слушателей и ценителей. О том же свидетельствуют произведения римских сатириков Марциала и Ювенала.

      На основании того, что дошло до нас из произведений поэтов того времени, можно установить некоторые общие черты, характерные для художественной литературы второй половины I и всего II в. Поэзия получила широкое распространение в Риме.

      Обычай рецитации, публичного чтения своих произведений, введённый при Августе Азинием Поллионом, стал общепринятым. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих патронов.


      В эпоху Империи не было таких выдающихся знаменитых ораторов, как в эпоху Республики, тем не менее влияние риторики на римское образование и культуру эпохи ранней Империи очень велико. Риторика составляла один из самых существенных элементов римского образования. Риторика и философия воздействовали не только на содержание, но и на форму поэтических произведений. Большое распространение получили всякого рода афоризмы и короткие, рассчитанные на эффект, стихотворения. В поэзии этой эпохи мало оригинального.

      Подражание латинским образцам является одной из характерных черт. Канонизировался Вергилий. Ему подражают многие поэты, и даже Колумелла, написавший вполне прозаическое произведение о сельском хозяйстве, книгу об уходе за фруктовыми деревьями, изложил его в стихах, как бы восполняя тем самым существенный пропуск в «Георгинах».

      Италия и Рим во времена Юлиев-Клавдиев и Флавиев сохраняли свой приоритет в культурной жизни. Но если во времена Августа почти все поэты были италийскими уроженцами, в последующие периоды большое значение приобрели провинциалы. Лукан, Колумелла, Сенека, Марциал, Квинтилиан были выходцами из испанских городов, Апулей — африканец.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *