Возникновение донатизма. Реформы Константина

      Уже в 313 г. к Константину обратились представители африканских христиан с просьбой разрешить спор о том, кого следует считать правомочным карфагенским епископом, — Цецилиана или Доната.

      Сторонники Доната обвиняли Цецилиана в том, что во время гонения Диоклетиана он выдал преследователям священные книги и был поэтому предателем (traditor). Сторонники Цецилиана обвиняли противную сторону, которой руководил Донат (епископ одного из африканских городов), в том, что её претендент был поставлен незаконно.


      Константин передал это дело на разрешение собора епископов сначала в Риме, а потом в Арле. И тот и другой соборы признали Цецилиана правомочным карфагенским епископом, что и было утверждено Константином. Донат и его сторонники объявили себя истинными христианами и образовали свою церковь.

      Вскоре спор между двумя епископами, претендентами на кафедру в Карфагене, послужил началом открытой и ожесточённой борьбы, продолжавшейся более столетия. Донатисты считали, что все епископы, признавшие Цецилиана, причастны к его предательству и сами поэтому являются предателями и что истинная церковь сохранилась только в Африке.

      В конечном счёте в борьбе между сторонниками официальной церкви (католиками) и донатистами нашли отражение и сепаратистские тенденции африканских городов, и противоречия между крупным и мелким землевладением, а также противоречия между рабами и рабовладельцами.

      Арианство и Нивейский собор

      Другой церковный вопрос, в который вмешался Константин, касался положения дел в Александрии.

      Догматические споры в Александрии были обычным явлением. Ряд александрийских богословов, из которых особую известность приобрели Климент (конец II в.) н Ориген (род. около 185 г., погиб во время гонения Деция в 250 г.), стремился сочетать христианские догматы с принципами греческой философии. В теологической системе Оригепа, созданной под влиянием платоновских идей, большая роль отводилась Логосу (Слову, или Разуму), который отождествлялся с сыном божиим, принявшим образ Иисуса Христа. Ориген оказал влияние на развитие последующей теологии, но не все его положения были приняты.

      Однако принцип оригеновского абстрактно-философского толкования основ христианского учения получил в Александрии широкое распространение. В начале IV в. известный своим аскетизмом и популярный среди прихожан пресвитер Арий выступил с учением о том, что в божественной троице только бог отец является вечным. Первым его творением был сын, или Логос, а творением Логоса был святой дух. Сын поэтому не может быть равным отцу, он лишь подобен ему.

      Арианство представляло собой попытку рационалистического толкования основного христианского догмата, но учение Ария не получило признания. Оно было осуждено сначала александрийским епископом, а затем поместным собором. Арий обратился тогда к другим церквам. Его стихотворения приобретали популярность среди александрийских ремесленников и матросов.

      Всюду — на рынках, на улицах — происходили споры, переходившие в открытые столкновения. Дебаты велись не только в египетской, но и в других церквах. И в это дело вмешался Константин, который незадолго до того победил Лициния.


      В 325 г. был созван собор в Никее, на который собрались представители различных провинциальных церквей. Собор принял изложение кратких догматов христианства, так называемый Никейский символ веры. Большинство собравшихся высказывалось против Ария. Было признано, что сын божий является единосущным отцу, и Константин счёл своей обязанностью помочь своей властью утвердить авторитет собора. Арии был сослан в Иллирию, другие его сторонники — в Галлию.

      Однако время Никейского собора — не конец, а скорее начало арианства. Оно имело немало сторонников среди придворных, и Арий вскоре был возвращён, а главный противник его Афанасий Александрийский был сослан. После смерти Ария приверженцы его пользовались покровительством двора. Споры велись в течение долгого времени. При дворе побеждали то сторонники никейского учения, то ариане. В 381 г. учение Ария было ещё раз осуждено и против ариан поднято было гонение, однако арианство успело распространиться среди варварских германских племён, которых жители Империи впоследствии рассматривали как иноверцев.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *