Установление республики в Риме в 5 веке до н.э.

      Установление республики в Риме. После падения царской власти (по традиции в 509 г. до и. э.) в Риме была установлена Республика. Во главе государства стояли два выборных ежегодно сменяемых консула. Сохранились народные собрания попрежнему функционировал совет старейшин — сенат, родовая аристократия в это время снова усиливается, и последующий период характеризуется как время ожесточённой классовой борьбы, борьбы между патрициями и плебеями. В основе этой борьбы лежит борьба за землю.


     Уже на ранних этапах имело место сосредоточение земли в руках патрициев и обезземеление плебеев. Естественным последствием малоземелья является рост задолженности плебса.

     История этого периода говорит о принятых под давлением плебса аграрных законах, а также о законах, ограничивающих ростовщичество. Вместе с тем идёт борьба за расширение политических прав плебеев. Плебеи пользовались правами римского гражданства: они служили в войске, участвовали в народном собрании, но не могли быть выбираемы в консулы, быть членами сената.

     Ход борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями затемнён позднейшими домыслами, относящимися ко II и I вв. до н.э. и переносящими в глубокую древность те отношения, которые характерны были для последних веков Республики.

     Наши источники указывают следующие этапы борьбы. Одно из первых крупных столкновений между патрициями и плебеями произошло в 494 г. (по другим данным, в 471 г.).

     Первая сицессия и учреждение трибуната

     Тит Ливии рассказывает, что плебеи, недовольные притеснением патрициев, в особенности решениями о долгах, отказались выступить в поход против эквов и удалились на Священную гору.

     Патриции отправили на Священную гору Менения Агриппу, пользовавшегося уважением среди плебеев. Тот сравнил возмущение плебеев с отказом отдельных членов человеческого тела доставлять пищу для желудка; в результате отдельные члены исхудали до крайности. Этим примером Менений, по словам Тита Ливия, изменил настроение умов, и в результате состоялось примирение.

     Патриции вынуждены были пойти на уступки и согласились с тем, чтобы плебеи ежегодно избирали своих представителей, народных трибунов, на обязанности которых лежала защита интересов плебеев против произвола патрицианских магистратов.

      К 486 г. традиция относит аграрный законопроект крупного полководца Спурия Кассия, который предлагал завоёванные земли разделить между плебеями. Спурий Кассий был обвинён в стремлении к тирании и казнён.

     В 50-х годах V в., по данным традиции, был принят закон народного трибуна Ицилия о разделе земель на Авентине между беднейшими гражданами и закон Тарпея и Атерния, который ограничивал право консулов налагать штрафы.

     К середине V в. плебеи в борьбе с патрициями добиваются некоторых успехов. В 451 г., как передаёт традиция, под давлением плебса была избрана комиссия из десяти человек для записи законов (decemviri legibus scribundis). Она состояла из видных патрициев и была наделена широкими полномочиями. Децемвиры пользовались чрезвычайной властью. На этот год не было избрано ни консулов, ни народных трибунов.

     В течение первого года кодификационная работа не была закончена, и на второй год была избрана вторая комиссия, также состоявшая из десяти человек, но пять из них были плебеями. Вторые децемвиры представлены традицией узурпаторами, действовавшими не только против плебеев, но даже и против патрициев.

     Это привело ко второму удалению (сецессии) плебеев из Рима. Непосредственным поводом традиция считает попытку децемвира Апния Клавдия незаконно лишить свободы дочь плебея Вингинию.

     Лишь вмешательство видных граждан предотвратило вспышку междоусобной войны. В 449 г. между враждующими сословиями был заключён торжественный мир.


     Были восстановлены ранее существовавшие магистратуры и подтверждены права плебеев, прежде всего закон о провокации (jus provocations), по которому всякий гражданин мог апеллировать к народному собранию на несправедливое решение магистрата (высшего должностного лица). Записанные децемвирами законы были опубликованы для всеобщего сведения.

     Эти законы известны в истории под названием законов Двенадцати таблиц. Они представляют собой запись обычного права. По словам Тита Ливия, Двенадцать таблиц явились основным источником римского права, как публичного, так и частного (fons omnis publici privatique juris). Они устанавливают обязательность судоговорения.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *