Табориты и умеренные.

      5. Табориты и умеренные. Излюбленным местом народных собраний была гора Табор на юге Чехии. Сюда стекались массы восставших. Они заложили новый город, обнесли его мощными укреплениями и назвали так же, как и гору, — Табором.


      Люди, приходившие в Табор, должны были опускать все свои деньги и драгоценности в особые бочки, поставленные на улицах города. Эти средства шли на вооружение восставших и оказание помощи беднякам. В Таборе все считались равными между собой и называли друг друга братьями и сёстрами.
      Борцы за полную победу над врагами чешского народа называли себя таборитами. Главной силой таборитов были восставшие крестьяне. Их цель состояла в том, чтобы уничтожить крепостную зависимость, отменить барщину и оброки, отобрать земли у церкви. Среди таборитов было много мелких ремесленников и городских бедняков. Вместе с крестьянами они боролись за полное освобождение родины от немецких поработителей и хотели покончить с властью римского папы в Чехии. Самые решительные из таборитов мечтали о таком времени, когда «не будет на земле ни королей, ни панов, ни крепостных», а управлять страной будет сам народ.
      К таборитам присоединились некоторые разорившиеся рыцари. Они понимали, что только с помощью восставшего народа можно победить католическую церковь и немецких феодалов.
      Другую часть гуситов называли умеренными. К ним принадлежали зажиточные мастера и торговцы, большинство чешских феодалов. Умеренные стремились изгнать из Чехии немецких богачей и ослабить могущество католической церкви. Но они боялись своего народа, поднявшегося на борьбу против всех угнетателей, и поэтому действовали менее решительно, чем табориты.

      Так в Чехии началось гуситское движение — борьба народа против феодального строя, чужеземного засилья и католической церкви. Участники этой борьбы руководствовались передовыми взглядами и действовали более организованно, чем крестьяне во время стихийных восстаний.

      ОТЧЕТ О ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЗАСЕДАНИИ КОНСТАНЦСКОГО СОБОРА ПО ДЕЛУ ЯНА ГУСА

      Врагам чеха [Гуса] хотелось сегодня же непременно достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой.
      Император Сигизмунд настоятельно и строго предложил Гусу отречься от своего учения. Сигизмунд глубоко и часто вздыхал. Глаза Сигизмунда постоянно блуждали вокруг собравшихся, как будто бы он боялся тяжкой правды.
      Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее: «Я не могу отречься ни от одного положения, написанного или высказанного мною». После того поднялся страшный крик: посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосования.
      Пан из Хлума (чешский феодал, сопровождавший Гуса на собор). Все римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов, в своей жизни наблюдающих за собой менее, чем свинья в зеркале. Именем своего короля и всех чехов я клянусь в том, что чехи страшно отомстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Кто имеет уши слышать, пусть слышит. Жизнь и свободу Гусу. «Да!»
      Архиепископ лондонский. Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда бы я взял их все у него: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова (папу); во-вторых, за то, что обнажил духовенство, не оставив ему и клочка, чтобы прикрыть свою наготу; в-третьих, за то, что он сбил с пути много народа. Между тем народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгинет этот чех! «Нет!»
      Епископ бриксенский. Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Мы уже ощипали его. Пусть печётся, и сегодня же. «Нет!»
      Епископ журский. Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Какую пользу получите вы, если гусь будет испечён, а перья его крыльев распространят сильные бури во всех землях? Камень, который мы хотим ныне бросить вверх, может упасть на наши головы. «Да!»
      Епископ констанцский. Если завтра не сожжём Гуса, то послезавтра народ сожжёт всех нас, здесь пребывающих. Пусть он умрёт! «Нет!»
      Император, выслушав окончательный результат голосования, побледнел и затрясся: он знал, что от него зависела свобода и жизнь Гуса. Гробовое молчание воцарилось под сенью храма, когда отзвучала последняя речь и Сигизмунда спросили: «Ваше величество, император! Каково будет ваше окончательное решение: за учение Гуса или против? Признаете ли его еретиком, заслуживающим смерти?» Вопрошаемый взволнованным голосом ответил так: «Продолжаю утверждать, что Гус вполне заслуживает смерти, если не отречётся». Сказав это, он встал и хотел удалиться. Тогда Гус мужественно спросил: «Ваше императорское величество! Неужели вы сами уничтожаете свою охранную грамоту, утверждённую вашей печатью и подписью, беря на свою голову преступление и вероломство?»
      «Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд, но только сюда, а это ты получил. Обратного же пути я не обещал. Твоё требование не основательно. Тебя осудил собор большинством голосов». Так ответил Сигизмунд.

      Те, кто голосовал за оправдание Гуса, кончали свои выступления словом «Да!», сторонники смертной казни — словом «Нет!».

      Почему враги Гуса считали, что его следует казнить? Как участники собора, голосовавшие против казни Гуса, доказывали, что ему следует сохранить жизнь? Какой вывод из выступлений участников собора можно сделать об отношении к Гусу народных масс?

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Против каких врагов чешского народа выступал Ян Гус? Подтвердите это высказываниями Гуса.
      2. Что вам нравится в Яне Гусе?
      

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *