Сочинения Плутарха и Аппиана

      Плутарх написал большое количество сочинений. Ему принадлежат трактаты по самым различным вопросам (этики,религии и пр.).

      Особенное значение для изучения римской истории имеют его «Параллельные биографии» (в них сопоставляются видные греческие и римские деятели). Признание исключительной роли великих людей в истории и индивидуализм характерны для взглядов Плутарха, как и для некоторых других писателей эпохи Империи. По мнению Плутарха, цель составителя биографий отлична от задач историка. Биограф должен раскрывать порок и добродетель, а для этого ему надо принимать во внимание не только блестящие подвиги: «Часто незначительный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битва, приведшая к десяткам тысяч трупов».


      Характеристики Плутарха носят в большинстве случаев апологетический характер. На переднем плане у Плутарха стоят моралистические задачи, которые подчёркнуты у него больше, чем у римских историков. Историческая достоверность не являлась для Плутарха основной задачей, и он выражает даже сомнение в возможности установления объективной истины.

      Сопоставлением римлян с греками Плутарх хотел подчеркнуть духовное родство этих народов. Плутарх не был последовательным сторонником какой-либо политической доктрины. Он вращался среди римских аристократов и находился под их влиянием но на его идеологию оказали воздействие и эллипистические политические теории, отдающие предпочтеие монархии. Он ценит истинно римские республиканские добродетели, но в то же время признаёт необходимость монархии.

      Оценка личности, по Плутарху, обусловливается характером человека, а не его политической ролью. Плутарх, например, высоко ценит вождя восставших рабов Спартака. В этом сказывается гуманизм, свойственный некоторым представителям эллинизированной интеллигенции римской эпохи. Плутарх разделяет её убеждения и предрассудки. Религия играет у него большую роль.

      Он никогда не упускает случая рассказать о всякого рода знамениях и чудесах, связанных с теми или иными историческими событиями. «Параллельные биографии» Плутарха, несмотря на всю их субъективность, имеют большое значение для историка Рима.

      Плутарх обладал колоссальной эрудицией. Он использовал труды многих греческих и римских авторов. В передаче событий он старался быть точным, но достоверность его данных не одинакова, ибо он не всегда пользовался надёжными источниками. В том случае, когда встречались противоречивые данные, Плутарх не исследовал материала, а выбирал то сообщение, которое соответствовало его тенденции.

      Во второй половине II в. н. э. появился важный общий труд по римской истории, написанный на греческом языке. Автор его грек Аппиан родился в Александрии, занимал почётные должности в родном городе, но во время народного восстания бежал оттуда. В Риме он получил права римского гражданства и был сначала адвокатом фиска, а потом прокуратором. Труд Аппиана приближается по типу к всемирным историям Полибия и Диодора, однако в его основу положен не хронологический, а территориальный принцип распределения материала. Аппиан даёт историю отдельных областей.

      Римской империи с начала борьбы с римлянами и до окончательного завоевания их Римом. До нас дошла история испанских войн, войн с Ганнибалом, войн в Африке (Карфаген и Нумидия), история сирийских войн. От других книг (о царском периоде, о Самнитских войнах и пр.) сохранились лишь фрагменты.

      Во всех своих работах Аппиан проводит вполне определённую проримскую тенденцию. В начале своего труда он говорит, что к работе его побудило удивление перед величием римской истории. В подчинении других пародов Риму он видит веление Судьбы. Аппиан — сторонник монархических порядков; убийство Цезаря он считает делом греховным и злочестивым, месть за него кажется ему справедливой, но и некоторых республиканских деятелей он ценит высоко. Достоинство труда Аппиана. состоит в том, что ему менее, чем его предшественникам, свойственны моралистические тенденции при объяснении исторических событий.


      Аппиан использовал для своих работ большой материал. В историивойн республиканской эпохи он широко привлекал сочинения Полибия и Тита Ливия, в истории гражданских войн он наряду с известными нам источниками брал материал из не дошедших до нас сочинений (автобиографии Августа, труда Азиния Иоллиона и пр.). Но источниками своими Аппиан пользовался недостаточно аккуратно: в изложении отдельных событий, в датах и именах у него немало путаницы, не всегда отчётлива у него последовательность событий, есть неточности в географии. Не всегда Аппиан последователен и в своих суждениях. В «Истории гражданских войн» отразились различные тенденции. Так, оправдывая Цезаря, он высоко ценит Брута; защищая Октавиана, в некоторых случаях восхваляет Антония. В произведениях Аппиана влияние риторики сказалось главным образом в компановке речей, которых особенно много в третьей книге «Истории гражданских войн».

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *