Скульптура и живопись I—II вв.

      Монументальной постройкой является и мавзолей Адриана, служивший в средние века крепостью (замок святого Ангела). Из других сооружений нужно назвать колонну Марка Аврелия, на которой изображены походы его против германцев.

      Развитие архитектуры характерно не только для Рима. Театры, портики, акведуки, мосты, храмы сооружены были в разных провинциях, как восточных, так и западных. Для последних, характерна римская монументальная архитектура. В восточных провинциях продолжались эллинистические традиции, но римская архитектура оказывает сильное воздействие, и немало монументальных сооружений на Востоке возведено было в ту пору по римским образцам. В некоторых случаях наблюдалось взаимное влияние различных культурных стилей античности: синтез римских и греческих форм характерен особенно для построек императора Адриана в Греции и восточных провинциях.

      Скульптура и живопись


      Для римской скульптуры этого периода характерным является развитие портрета. Реалистическое изображение было присуще самым ранним видам римского портрета, но во времена Августа и его преемников наблюдалась стилизация, навеянная греческими классическими произведениями. Реалистическое, близкое даже к натурализму, изображение снова появилось во времена Флавиев. Портрет Веспасиана показывает среднего, даже рядового человека с отяжелевшим, напряжённым лицом, а в изображении Тита схвачены какие-то «мальчишеские» черты.

      Этот реализм остался и в последующий период. Но во времена Адриана римская скульптура подверглась большей эллинизации: резкие черты римского реализма сглаживались, усиливался момент идеализации.

      Это сказалось в изображении самого Адриана и Антонина Пия. Особенно ярко влияние эллинистических образцов отразилось в изображениях обожествлённого Адрианом его любимца Антиноя.

      В них почти нет римских черт; они продолжают традиции греческих классических школ.

      «Последовательно-повествовательиый» стиль изображений исторических событий нашёл своё воплощение в барельефных изображениях на колоннах Траяна и Марка Аврелия. Лёгкость движения, симметричность в расположении фигур, индивидуальность даже второстепенных персонажей — всё это говорит об исключительном мастерстве художников.

      Фигура императора на изображениях легко распознаётся: хотя представлен он в тех же масштабах, что и окру-жающие его лица, но художник выделил его незаметными штрихами. Рельефные изображения были использованы и на других памятниках того времени для прославления императоров.

      О развитии живописи дают представление помпейские фрески, а также фрески из провинций. Сюжеты берутся очень часто из мифологии, но мозаичным изображениям западных провинций (Африки, Британии) свойственны реализм, любовь к жанровым сценам из обыденной жизни (уборка урожая, охота, сбор оброка и т. д.).

      Для стенной живописи времён Флавиев характерен так называемый «четвёртый» помпеянский стиль с условными и фантастическими изображениями, нарисованными и лепными архитектурными деталями, сочетаниями ярких тонов.

      В искусстве эпохи Империи, как и в иных областях культуры, наблю¬дались две традиции: традиции римского и эллинистического искусства. Римское искусство испытывало постоянное воздействие эллинистических форм, но продолжало сохранять свою индивидуальность.

      Однако и в области искусства (хотя и несколько позже, чем в литературе) наблюдался упадок.

      Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска. Дома богатых римлян украшали великолепными стенными росписями. В декоративной живописи уже во втором десятилетии 1 века до н.э. вместо живописных декораций, имеющих цель иллюзорно раздвинуть действительную плоскость стены, появляются росписи, которые украшают стену, не нарушая ее плоскости

      Декоративные композиции еще одного стиля состоят из многочисленных легких ажурных сооружений типа трельяжей и беседок, из небольших картинок в рамках, помещенных на гладкую однотонную поверхность, расчлененную не монументальными колоннами и пилястрами, а тонкими, обвитыми гирляндами и лентами колоннами, «канделябрами» или орнаментальными полосами.


      Излюбленной темой стенных картин этого периода являются греческие мифы. Римские художники также используют образцы греческого искусства, но создают произведения римского классицизма.

      Римская живопись также разрабатывала пейзаж, сделала его составной частью фигурных композиций. Высочайшего расцвета в античном мире достигло искусство перспективного построения. Меньше внимания в этот период уделялось выразительности лица. Лица героев мифологических картин и портретов, как правило спокойны и строги, что соответствует общему стилю искусства. Господствует линеарная манера письма. Больше внимания уделяется четкому контуру, резко обрисованным складкам одежды. Фигуры располагаются на плоскости картины свободно, они выделяются на фоне как статуи, редко образуют связанные друг с другом группы.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *