Римский политический строй в начале Империи

      Восстановление храмов, составление нового сенатского списка, ценз с сопровождавшим его очистительным жертвоприношением, восстановление Республики, смена имени — всё это должно было обозначать конец периода гражданских войн и начало нового века. Август выступил на политическую арену в качестве приёмного сына и наследника Цезаря. Но, устанавливая свою власть, Октавиан учёл судьбу своего предшественника. Он не принял ни титула царя, ни титула диктатора, отказался от магистратур, противоречащих обычаям. И тем не менее восстановление Республики было лишь видимым. Август являлся единовластным правителем государства.


      Впоследствии сам Октавиан охарактеризовал это политическое событие таким образом: «В шестое и седьмое моё консульство, после того как я потушил гражданские войны, облечённый по всеобщему доверию чрезвычайными полномочиями, я передал власть над государством в распоряжение сената и римского народа» .

      Власть Августа

      Система экстраординарных магистратур, развивавшаяся в Риме в процессе усложнения задач классовой борьбы и внешней политики, подготовляла в известном смысле установление монархической власти. И Помпей и Цезарь одновременно совмещали несколько полномочий. По этому же пути шёл и Август. Власть его основывалась на соединении различных магистратур, не соединимых в годы классической Республики. В его руках была высшая военная власть — imperium; он пользуется ею с 31 по 23 г. как консул, а в 23 г. он получает imperium majus, который распространялся на все провинции, с 19 г. за ним пожизненно сохраняются знаки консульского достоинства.

      Таким образом Август пользуется высшей военной и гражданской властью. Он командует войском и имеет власть над провинциями. Некоторыми из провинций (императорскими) Август распоряжается по своему усмотрению. Над другими (сенатскими) он (с 23 г.) имеет право высшего контроля.

      Ещё в 36 г. (после победы над Секстом Помпеем) Октавиан получил пожизненную трибунскую власть (tribunicia potestas). С 23 г. tribunicia potestas обозначается в его титулатуре. Положение трибуна давало Августу самые широкие полномочия, оно делало его особу священной и вместе с тем как бы символизировало демократическое происхождение всей власти Августа, унаследованной им от Цезаря, который выступил когда-то в качестве вождя популяров. Высшая военная власть (imperium) и трибунская власть (tribunicia potestas) явились, таким образом, юридической основой власти Августа.

Император Август
Император Август

      Титул принцепса, принятый Октавианом ещё в 29—28 гг. (после составления нового сенатского списка), получает иное значение, чем в республиканскую эпоху. Под ним разумеется не только первый сенатор, но и первый человек в государстве. Меняется и значение титула «император». В республиканские времена он давался войском полководцу-победителю и сохранялся от победы до триумфа. Но уже Сулла оставил его за собой пожизненно. Август включил его в состав своего имени, а в официальном его титуле, кроме того, обозначалось, сколько раз он провозглашался императором. Этим подчёркивалась особая, личная связь с войском, и титул императора постепенно начинал обозначать высшую военную власть.

      В историографии прочно укрепилась традиция называть всех римских монархов императорами. Это не вполне соответствует юридическим нормам времён ранней Империи, но не находится в фактическом противоречии с положением дел. Кроме этих постоянных функций Август принимает чрезвычайные функции. На основании особых полномочий он, подобно республиканским цензорам, три раза за время своего правления проводил ценз и составлял сенатские списки. Во время голодного 22 г. ему поручено было снабжение столицы продовольствием.

      Власть Августа по образцу эллинистических монархий получает и религиозную санкцию. Она разумеется как в самом титуле «Август», так и в обозначении «сын божественного [Юлия]»; кроме того, в 12 г. в необычайно торжественной обстановке при стечении народа со всей Италии Август был избран великим понтификом (pontifex maximu.3) и стал, таким образом, главой римской религии.


      Его личная связь со всем римским гражданством была подчёркнута в титуле «отец отечества» (pater patriae), который был дарован Августу во 2 г. до н. э. О своём положении в государстве сам Август отзывается таким образом: «Я превосходил всех своим авторитетом (auctoritas), власти же я имел не больше, чем другие, кто был коллегой моим по магистратуре» (…auctoritate omnibus praestiti, potestatis antem nihilo amplius habui quam ceteri qui mini quoque in magistratu conlegae fuerunt).

      Auctoritas — высший авторитет — являлся, таким образом, по утверждению самого Августа, основой его власти.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *