Римская религия. Влияние эллинизма на римскую религию.

      Наряду с олимпийскими божествами вводятся в Риме и другие греческие культы.

      Так культ Геракла проникает в Рим и приобретает в конце IV в.общегосударственное значение. Закон Огульниев (300 г.), допустивший плебеев к важным жреческим должностям, способствовал официальному признанию греческих божеств,особо чтимых в южной Италии.

      Это объясняется вероятнее всего тем, что выдающиеся плебеи, которые зачислялись в жреческие коллегии, были деловыми людьми, часто соприкосавшимися с южногреческими городами.


      В III в. вводится культ бога исцелителя Асклепия, вводятся жертвоприношения и игры по тарентинскому образцу в честь Юпитера-отца и Прозерпины. Этим получали признание греческие представления о загробном мире. Религиозные нововведения устанавливались обычно сенатом на основании Сивиллиных книг.

      Особое значение имела в истории римской религии вторая Пуническая война. Демонстративное пренебрежение старинными религиозными обычаями, какое замечалось у некоторых плебейских магистратов, было использовано консервативными элементами как объяснение причины тех несчастий, какие испытывал римский народ.

      Фабий Максим которого избрали диктатором, когда в Риме стало известно о катастрофе при Тразименском озере, прежде всего позаботился о религиозных делах. Он объявил, что консул Гай Фламиний погрешил больше «пренебрежением к церемониям и ауспициям, нежели безрассудством и невежеством.

      Римляне вспомнили почти уже забытый италийский религиозный обычай — обет священной войны (ver sacrum), который был дан Фабием на основании Сивиллиных книг. Характерно что на основании тех же Сивиллиных книг вводится греческий религиозный церимониал, двенадцати богам устраиваются особенно торжественные угощения, состоявшие в том, что статуи богов помещали на особых подушках, а перед ними ставили столы с явствами.

Прибытие в Рим Великой матери.

      Храмы, посвященные греческим богам строятся внутри городской черты. Еще в эпоху ранней республики появляются изображения богов, взятые от этрусков и греков. После захвата греческих городов в Рим свозятся статуи богов и помещаются в различных храмах. Греческие изображения способствуют распространению антропоморфизма, который был чужд ранней римской религии.

      Вместе с Греческим культом и изображениями богов распространяется и греческая мифология. Ее популяризируют поэты. В переводах с греческого они на основании всякого рода ассоциаций находят эквиваленты греческим божествам. Муза — Камена, Пан — Сильван, и т.д.

      В Риме, как и в Греции, не было жреческой касты и религиозных догматов; эллинизация римской религии не означала перехода в другую веру. Это было приспособление традиционных римских понятий к новым жизненным условиям и новому мировоззрению. Официальные праздники сохраняются, сохраняется много старинных обрядов, которые делаются всё более непонятными самим римлянам. Дольше всего сохраняется и меньше всего претерпевает изменений семейный культ.

      Правда, среди пенатов и лар почитаются иногда и новые божества, чуждые старым римским религиозным понятиям. В конце второй Пунической войны на основании тех же Сивиллиных книг было решено ввести в Риме почитание Великой матери богов. Воплощением её считался метеорит, который находился ранее в малоавийском городе Пессинунте и который был перевезён потом в Рим.

      Матери богов устроили торжественную встречу, камень поместили в храме Виктории (на Палатине); в честь неё были учреждены ежегодные игры по греческому образцу. Великая матерь почиталась ещё на Крите, а в историческую эпоху — в Малой Азии под именем Реи и Кибелы. Она считалась матерью богов, началом всякой жизни, как божеской, так и человеческой.

      Сторонники её культа полагали, что от неё зависит жизнь животных и растений, что она царствует на земле и в подземном мире. Её возлюбленный Аттис каждый год умирает, а потом возвращается к жизни. Культ её относился к числу оргиастических; при богослужении жрецы приходили в экстаз. Они пророчествовали и исполняли священные пляски, сопровождавшиеся самоистязаниями.

      Это был один из наиболее грубых культов, существовавших на Востоке. Он перенесён был и в Рим, но так как такого рода обряды противоречили римским религиозным обычаям, сенат запретил римским гражданам быть жрецами Великой матери.

жрец Великой матери

      Учреждение этого культа знаменовало распространение в Риме и Италии восточных эллинистических культов. Ещё задолго до второй Пунической войны в италийских греческих городах появились восточные эллинистические культы. В Рим они стали проникать вместе с жителями этих городов, но главным образом вместе с рабами, уроженцами восточных стран, остававшимися приверженцами своих религиозных верований и обычаев.

      Рабы распространяли их в тех домах, где жили, очень часто прививали свои религиозные обычаи малолетним свободным, за которыми наблюдали и которых воспитывали. Восточные культы находили своих сторонников преимущественно среди демократических кругов, которые не получали удовлетворения в официальной римской религии. В 186 г. сенат запретил культ Диониса как в Риме, так и в Италии. Сторонники его были жестоко наказаны, многие преданы смертной казни. Суровый отзыв Тита Ливия о почитателях Диониса свидетельствует,
что это сенатское постановление было выражением религиозной реакции, которая возглавлялась, невидимому, понтификами.

      С традиционной религией связывались политическая устойчивость и незыблемость римского государства, всех ого рабовладельческих порядков. Культы, в числе сторонников которых были люди низших классов, считались подозрительными. Экстаз и исступление, характерные для этих культов были для представителей официальной религии выражением суевериями (superstitio).


      Среди высших слоев римского общества распространяются различные взгляды греческих философов на вопросы религии. Было переведено на латинский язык сочинение Евгемера, который считал всех богов жившими когда-то людьми. Близкий к Сципиону Эмилиану философ Панэций был скептиком в вопросах религии. Однако сам Сципион хотя, может быть, и разделял эти взгляды, но добросовестно исполнял все предписания
официальной религии, считая её основой государственной жизни. Людям его кружка было ясно значение религии. Поэт Луцилий, ученик Панэция,говорил: «Чтобы властвовать над толпой, поневоле пришлось обратиться к ужасам неизвестного и к выдумкам различных устрашающих фикций», Но так говорилось лишь в тесном кругу. Когда встал вопрос о передаче прав выбора жрецов народу, близкий к Сципиону Эмилиану Лелий произнёс горячую речь, в которой прославлял старые культы.

      По словам Цицерона, он «говорил золотыми устами» в защиту установлений предков. Эллинистические влияния, таким образом, не только изменили религиозные представления римлян, но и содействовали кризису римской религии, который нашёл выражение как в распространении оргиастических культов, так и в скептическом отношении к традиционной религии.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *