Римская империя в III в.

      Земельная собственность никогда не теряла значения в античном обществе, но в условиях кризиса, когда торговля, ремесло и ростовщичество перестали играть прежнюю роль усилилась тенденция вкладывать все наличные средства в землю, увеличивать всякими способами свои поместья.

      Роль крупной земельной собственности. Распространение колоната.

      Подробных сведений о сельском хозяйстве того времени не сохранилось, но на основании тех явлений аграрной истории, какие характерны для последующего времени, можно сказать, что колонат получил массовое распространение именно в эту эпоху. Положение колонов ухудшалось, задолженность их росла, владельцы поместий всячески старались закрепить их за своим имением, колоны же отвечали на это бегством в разбойничьи шайки, переходом из одного имения в другое.


      Сепаратизм провинций, который был подготовлен предшествующим ходом развития, усугубился ослаблением торговых связей, распространением крупного, экстенсивного, основанного на труде колонов хозяйства, мало связанного с рынком, сказался и в политической жизни. Этим и объяснялось длительное господство узурпаторов в различных частях Империи (Галлии, Паннонии, Иллирии, Ахайе, Египте, Африке, Британии).

      Социальные движения III в.

      Неблагоприятные условия хозяйственной жизни отражались на положении эксплуатируемых классов населения. Одной из форм протеста против усиливающегося гнёта было бегство крестьян. В своих жалобах крестьяне Фракии и Лидии, обращаясь к императорам, угрожали бегством, если не прекратятся дальнейшие притеснения. Бежавшие из деревень крестьяне нередко образовывали разбойничьи отряды. Ещё при Септимии Севере в самой Италии с большим трудом удалось поймать разбойника Буллу.

      В различных областях происходили восстания, о которых известны лишь отрывочные данные, но и они всё же позволяют определить характер движения. Одним из первых массовых движений, в котором принимало участие крестьянство, было восстание Гордианов в Африке 238 г. Движение в Сицилии, относящееся ко времени Галлиена, наш источник называет «почти рабской войной» (quasi servile bellum)1. В восстании монетариев в Риме при Аврелиане участвовали рабы и свободные. В 80-х годах III в. в Галлии началось восстание рабов и разорившихся крестьян, известное как движение багаудов. Восставшие даже выбрали из своей среды императоров Аманда и Элиана.

       Характерной чертой массовых движений III в. являлись совместные выступления рабов и колонов. Это время можно считать начальным периодом революции рабов, которая привела к падению Римской империи. Восстания III в. н. э. носили массовый характер, вместе с тем это были стихийные движения. Программа их не была в достаточной степени определённой.

      Положение городов

      Расстройство торговли, кризис рабовладения сказались на экономическом положении городов. В ту пору строилось мало новых зданий, не ремонтировались дороги, мало ставили новых статуй, от этого времени дошло мало надписей.

      Муниципальное самоуправление существовало на средства, которые поступали от частных лиц, но, так как уже в начале III в. положение городов ухудшилось и добровольные взносы уменьшились, в некоторых провинциях наметилась тенденция устанавливать определённые суммы, которые должен был вносить всякий магистрат, вступавший в новую должность (summa honoraria oblata), но эта мера не привела к существенным результатам.

      Муниципальная жизнь замирает, она не вызывает интереса даже среди высших слоев городского населения. Усталость и апатия охватывают высшие слои городского населения почти во всех провинциях.

      Запустение городов и упадок городского хозяйства являлись весьма характерной чертой этого периода.

      Распространение христианства

      Вместе с тем в течение III в. усиливались всякого рода частные объединения и религиозные организации, что больше всего способствовало распространению христианства и укреплению христианской церкви.


      Деций и Валериан пытались восстановить старую римскую религию и подавить христианство. Гонения 250 и 257 гг. распространялись на всю Империю. На основании последних папирологических открытий можно сделать заключение, что в указе Деция, в котором предлагалось всем жителям Империи принести жертвы богам, христиане не были названы, однако антихристианскую направленность распоряжения Деция вряд ли можно отрицать. В эдикте Валериана уже определённо указывались христиане. Гонения на христиан не имели успеха, массовое внешнее отступничество от христианской веры не повлекло ещё за собой действительного уменьшения числа верующих.

      С прекращением гонений отступники, или, как их называли, «падшие» (lapsi), возвращались в церковь. За время гонений укрепился авторитет епископов, и к концу III в. каждая провинция имела многолюдную церковную организацию. Христианская церковь в целом была могущественным и жизнеспособным организмом, своеобразным государством в государстве.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *